Сторм Торгерсон о своих любимых обложках классических альбомов

Сторм Торгерсон о своих любимых обложках классических альбомов The Rolling Stones
Some Girls. 1978


Несмотря на то, что обычно меня раздражает заимствование готового материала, да и на то, что ностальгия и бессмысленное использование стиля ретро вызывают у меня некоторое презрение, мне очень понравилась обложка Some Girls Rolling Stones.
Наверное, это произошло потому, что она была забавная и высмеивала и самих музыкантов Stones, и других знаменитостей, и всевозможный гламур, и папарацци. Дизайнер Питер Корристон использовал рекламу париков из журналов начала 60-х.
Он вырезал лица, получились своеобразные окошки, сквозь которые были видны разные лица, запечатленные на вкладке. Когда ты эту вкладку вытягивал, в окошке, обрамленном дурацким париком появлялось другое лицо. Это напоминало детскую игру, когда один человек рисует часть тела на одной части листа, потом складывает, а второй продолжает рисовать фигуру, не видя того, что сделал первый. Можно было составлять бесконечные конфигурации из дурацких торсов, рук, ног… Так что, вы тянули вкладку и видели лицо очередной знаменитости в парике. Глупо, но смешно.
Черно-белые рисунки париков живо контрастировали с красными губами, а старые, «подкрашенные» фотографии кинозвезд были перемешаны с лицами участников Rolling Stones.
Не было сделано никаких попыток утаить такое «воровство». Напротив, старый материал был использован весьма игриво, а такая упаковка придавала и пластинке дополнительное измерение. Мне кажется, сочетание черного и красного цветов отлично сработало, особенно вместе с оттенками кремового и иногда белого.
Эта оригинальная концепция использовать старые фотографии обернулась катастрофой: из-за признанного нарушения авторских прав многие пластинки в этой обложке пришлось вернуть, и сменить саму обложку. Могу поспорить, что оригинальная обложка сейчас стоит немало – гораздо больше, чем дешевые парики, которые на ней изображены.
Stones снова экспериментировали со специальной обложкой, когда вышел альбом Sticky Fingers. Там была знаменитая молния Энди Уорхолла. Но лично я отдаю предпочтение Some Girls. The Small Faces выпустили круглую обложку для своего альбома Ogdens’ Nut Gone Flake; Led Zeppelin на Led Zeppelin III попробовали вращающееся колесо: когда вы вращали расположенное внутри колесо, раздичные картинки появлялись в прорезях обложки; позднее Spiritualised для своего диска использовали обложку, которая светилась в темноте, и т.д., и т.д.
А теперь БОЛЬШОЙ ВОПРОС: не пересекает ли особая упаковка грань этически дозволенного? Не приходится ли покупателю расплачиваться за дополнительные расходы, потраченные на обложку? Сложно декорированная обложка – это просто способ приманить к себе или все же это средство развлечения, которое действительно имеет отдельную ценность, а не является пустой уловкой?
В случае с Some Girls мне казалось, что нехитрая задумка с вырезанными окошками цепляла, но при этом не была излишне сложной. Но думаю, нельзя сказать того же о Sticky Fingers. Помню, как у меня просто снесло крышу от круглой обложки Small Faces только потому, что она была круглая, альбом Traffic меня слегка развлек, а уж обложки вроде Cheech and Chong и Alice Cooper (которые прикидывались не тем, чем были на самом деле) и вовсе оставили равнодушным. Была обложка, которая была сделана в виде сидения для туалета, что мне показалось неинтересным, не сказать вульгарным.
Похоже, что все это дело вкуса. В общем, если специальная обложка «работает» (веселит, отвлекает, предоставляет какую-то информацию и т.п.) – все нормально. Но вот что мне не нравится, так это дополнительные примочки, которые не «работают», но за которые вы и я как покупатели должны платить больше. Думаю, что группы вроде Pink Floyd настаивают на том, что все расходы на особую упаковку должна брать на себя рекорд-компания, а не группа и не покупатели. Или я живу в сказке?
Будучи дизайнером, я и сам создал несколько специальных обложек. Сразу вспоминается In Through The Out Door Led Zeppelin. Она вышла в шести вариантах, там имелась вкладка с надписями чернилами, а диск был упакован в коричневую бумагу. Можно сказать, перебор, да собственно сам Роберт Плант так и сказал, добавив, что «перебор» - это то, что всегда отличало рок-н-ролл.

«Обложка была забавная и высмеивала самих музыкантов Stones»

(сверху) Дизайнер Питер Корристон использовал для обложки рекламу прямых и кучерявых париков начала 60-х.
(слева) На обратной стороне названия песен были помещены среди старой рекламы дешевых бюстгальтеров.
(справа) Кинозвезды 50-х с подрисованными прическами, ярким макияжем, ярко красными губами и среди них участники Rolling Stones, очень глупо смотрящиеся в дамских париках и с красными губами.

Кстати…
Фара Фосетт, Ракель Уэлч, Люсиль Болл, а также наследники Мэрилин Монро и Джуди Гарланд выразили протест против того, чтобы их фотографии использовались в оформлении обложки.

07 августа 2009
Автор: Сторм Торгерсон



Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии