Download 2009. Загрузка по полной

Download 2009. Загрузка по полной

Статья опубликована в номере 77 журнала ClassicRock

Это один из самых крупных и наиболее значительных фестивалей рок-музыки в Европе. Авторитет Download, принявшего в начале XXI века эстафету у фестиваля Monsters of Rock, проводившегося с 1980 года на площадке рядом с классическим гоночным кольцом Donington Park, не обсуждается: список участников и хэдлайнеров мероприятия говорит сам за себя. Где еще можно увидеть в рамках одного феста такое количество безусловных звезд и живых легенд? Ради участия в каком еще фестивале просыпаются от спячки группы, не подававшие признаков жизни по 10-15 и даже 20 с лишним лет?

foto: превьюТакое впечатление, что Download год от года становится еще больше и значительнее, хотя после окончания предыдущего всегда остается вопрос: а возможно ли превзойти в будущем «крутость» предшествующего действа?
Download-08 проводился на трех сценах, средняя численность его аудитории превысила рекордные на тот момент 155 тысяч человек. Но можно смело утверждать, что в этом году будет зафиксирован новый рекорд, ибо число посетителей в воскресном пике превысило все 200 тысяч. Холмы вокруг Donington Park, на которых расположены четыре (в этом году 4!!!) сцены к 5-6 вечера бывали в фестивальный уикенд заполнены настолько, что становилось практически невозможно пробиться через толпу при попытке переместиться от одной сцены к другой…
Чертов финансовый кризис! Казалось бы, какое отношение он может иметь к вольной стихии металла и хард-н-хэви? Но в том-то и штука, что фестивали, подобные Download – это гигантский финансовый механизм по выкачиванию денег из населения. И чтобы он работал без сбоев и исправно приносил устроителям доход, приходится в условиях кризиса применять простейшие методы антикризисного управления – и в первую очередь сокращать расходы. Нет, конечно – на количестве и качестве звуковой и световой аппаратуры, сценического оборудования, ограждений, барьеров, секьюрити и филд-маршалов не экономили, но по таким признакам, как меньшее количество аниматоров, меньшего размера павильон, выделенный для размещения медиа-центра, меньшее количество телефонных и интернет-линий, отсутствие IT-специалиста, способного помочь с сетевыми настройками, а также отсутствие горячей воды в душевых (спасибо, что хоть вообще о них не забыли!), можно сделать вывод о том, что все же экономили… Но это все чепуха!
Состав участников в этом году беспрецедентно представителен. Что тут скажешь, если в воскресенье на главной сцене достойные быть хэдлайнерами любого фестиваля Dream Theater выступали… четвертыми с конца – перед ZZ Top, Whitesnake,Def Leppard, а молодые американцы Black Stone Cherry, участники Download-08, триумфально ворвавшиеся со своим новым альбомом на 4-е место в Classic ROCK Top-50 Albums ’08, и вовсе играли четвертыми с начала (или шестыми с конца!). А если учесть, что первыми в тот день на главной сцене играли Stone Gods, Tesla, Skin и легендарные Journey – то можно понять, насколько трудная задача стояла перед организаторами…
Перечислять, всех, кто играл в этом году на Download, не имеет смысла – участников феста, выступавших на трех сценах – главной, второй и Tuborg Stage – можно поименно и в последовательности выступления посмотреть на официальном сайте мероприятия. Достаточно сказать, что за три дня на четырех сценах их выступило более 130!
Посетить лично все выступления не было возможности, поэтому в ряде случаев мы будем полагаться на мнения и впечатления других журналистов и критиков. Итак, по порядку.

День первый, пятница, 12 июня

foto: превьюfoto: превьюВторая сцена
Были отмечены критиками калифорнийские исполнители мелодик-метал A Day To Remember – очевидные фавориты затянутой в узкие джинсы толпы фанатов, представившие убедительный замес из плотного метал-кора, каких-то танцевальных стомп-н-грувов, дребезжащих звуков гитар – к восторженному отклику пританцовывющей публики, образовавшей во время сета какое-то подобие слэм-хоровода.
Прямолинейный метал-кор австралийцев Parkway Drive был ураганно громким, а также трэшевым, каким-то скачущим и кричащим, не оставляющим места для скулящего вокала в стиле эмо, не дающим уступки и надежды на пощаду – только брутальная бескомпромиссность, которую они разделили с толпой.
Заслужившие высоких оценок критиков и восторженных отзывов фэнов Bring Me The Horizon начали свой послеполуденный сет в присутствии, казалось, лениво-расслабленной, разомлевшей от солнца и пива толпы, однако целый лес рук вырос пред сценой, когда уже по ходу второй песни Оли Сайкс задумал исполнить коронный номер и ласточкой прыгнул со сцены в толпу – что доказало готовность зрителей не только принять в заботливые руки солиста, но внимать до краев наполненному чудовищной энергией, убийственному и беспощадному сету, доведшему толпу до почти кровожадного неистовства… (вообще-то от такого действа лучше держаться подальше, если ты не закован в латы и на голове у тебя нет шлема с надежной маской).
Недавно побывавшим в России Lacuna Coil досталась нелегкая доля выступать в одно время с Limp Bizkit, чье выступление было в разгаре на главной сцене, однако, казалось, что сей факт нисколько их не заботит – они захватили внимание публики с первых мгновений, и их мощный саунд господствовал над временем и пространством. Обычно не отличающаяся особым изяществом Кристина Скаббья на этот раз выглядела просто потрясно.
Opeth выглядели на твердую четверку, а звучали и вовсе на четыре с плюсом – шведские прог-металлисты сумели найти характерное для себя равновесие между спокойными, почти лирически нежными, запутанно-сложными и гневными, яростными моментами в своем насыщенном сете. Было довольно странно наблюдать их при дневном свете, но они, тем не менее, умудрились сохранить бесподобную драматичность шоу и удержать внимание публики своей фирменной мрачностью…
Вы можете, если хотите, удостоить Motley Crue ордена славы или мужества (уже хотя бы за то, что они, после всего того, что с ними приключилось и того, что они сами с собой творили, все еще способны выходить на сцену и браться за инструменты), но они – увы! – определенно, давно уже потеряли рок-н-ролльный задор и начисто утратили былую харизму. Пятничные хэдлайнеры второй Сцены Download-09 выглядели бледными тенями себя самих 25-летней давности, а прозвучали и того хуже… Неубедительные допотопные «хиты», усредненное рок-шоу, дополненное нелепым уцененным рок-позерством и трансляцией на большом экране в составе видеоряда кадров какого-то второсортного порно – все это, возможно, и могло бы ненадолго развлечь какого-нибудь недалекого меломана, но, смехотворное само по себе, такое низкопробное «шоу» на столь значительном фестивале вызывает лишь горькую усмешку. Явный просчет организаторов и первое разочарование Download-09.

Главная сцена
foto: превьюfoto: превьюКак заявляли организаторы, миссия Download-09 состоит в том, чтобы воскресить ню-метал на главной сцене феста, и чтобы народ отрывался, как будто на дворе 1999 год. А раз так, то открывшие выступления на главной сцене новые апологеты ню-метал (правда с рэп- и хип-хоп-примесью) Hollywood Undead – казалось бы, являлись очевидным выбором. Однако вторичность этих парней столь очевидна, что даже не вызывает скуки или тошноты, а лишь брезгливое любопытство: а есть ли там внутри хоть что-нибудь содержательное? Их маски а-ля то ли Slipknot, то ли «Призрак Оперы» неубедительны, а идиотский трип-хоп-рэповидный речитатив под металлообразный аккомпанемент столь ужасен, что они с равным успехом могли бы в таком виде и с таким «репертуаром» выступать на скотобойне. Тем более непонятно, от чего они произвели столь шокирующий эффект на довольно редкую еще толпу перед главной сценой? Не одними же только масками и ужимками?
foto: превьюВаллийцев The Blackout по праву можно было бы назвать идеальной фестивальной группой: их веселая, бескомпромиссно солнечная натура и безжалостно-беспочвенные претензии на то, чтобы называться «порождением ночи», как ни странно, уживаются между собой, при этом ребятам хватает здравого смысла, такта и вкуса, чтобы наряду с собственным материалом передать привет пятничным хэдлайнерам главной сцены в форме жизнеутверждающего попурри из Blind от Кorn, Break Stuff от Limp Bizkit и Epic от Faith No More – в собственной аранжировке. Молодцы!
А вот американцы из Спрингфилда, Массачусетс, Stained обнаружили себя ровно на противоположном конце шкалы удовольствия, доставленного фэнам: при том, что музыка, вроде, совсем не безнадежная – довольно мелодичный, умеренно тяжелый пост-гранж с элементами альтернативы. Однако слушать их в записи оказалось приятнее, чем живьем – уж как-то скудно эмоционально окрашено и без энтузиазма, а обладатель яркого сильного голоса фронтмен Аарон Льюис и вовсе весь сет пребывал на сцене с намертво прилипшим к лицу выражением, как если бы только что получил известие о гибели любимой собачки.
Затем на сцену вышли неотразимые молодые канадцы Billy Talent, играющие умеренную альтернативу и пост-хардкор. Группа напряженно трудилась, пока фронтмен Бен Ковалевич своей всепобеждающей смесью энтузиазма и бессодержательного ликования добросовестно побуждал собравшихся перед сценой принять посильное участие в шоу и подпевать группе.
Killswitch Engage – играющие весьма мелодичный метал-кор американцы из Вестфилда, что рядом с Бостоном, Массачусетс – не новички на Download: они уже играли на главной сцене два года назад. Классная группа, классная музыка. Бесподобный, мощный вокал Ховарда Джонса, динамичная смена медленных, тягучих и стремительных, лавинообразных и громоподобных фрагментов. Продуманное чередование хитов и материала с нового альбома. Но ближе к концу сета Ховард, до этого безраздельно царивший над сценой и над толпой, как-то присел и как будто сдулся, потерявшись в приветственном ликовании фэнов. А завершавшая сет кавер-версия Holy Diver Dio, мне лично показавшаяся удачной, похоже, проделала аналогичный трюк с публикой: ее положительная энергетика куда-то испарилась: видно, фэны ждали другого завершения сета и не одобрили эксперимент.
Не позднее, чем через пять минут после начала сета Limp Bizkit практически все вокруг – вне зависимости, носят ли они футболки с Marilyn Manson, Slipknot, Dream Theater или Def Leppard – были в настроении. Есть в этом что-то ностальгическое – смотреть, как невзрачный лопоухий человечек в красной бейсболке дирижирует 80-тысячной толпой фанатов, распевающей гимны типа Rollin’ или Break Stuff. Пожалуй, это было одно из лучших представлений на Download.
А вот мнение Уилла Сондерса: «Limp Bizkit производят впечатление даже на тех, кто априори отрицает их – своим захватывающим внимание, foto: превьюубедительным представлением, своей музыкальностью. Фред Дёрст безраздельно владеет аудиторией и держит ее под контролем, а Уэс Борланд, появившийся в пугающем обличии – с боевой индейской красно-черной маской-раскраской на лице и со скелетообразным боди-артом – шокировал всех…»
Вышедшие следом Korn, которых принято называть родоначальниками ню-метал, и от чего они всегда открещивались, играли с характерными для себя злостью, тяжестью и страстью, однако, они, похоже, подрастеряли что-то из своего прежнего задора, да еще и подставили себя неудачной кавер-версией Pink Floyd в конце сета – публика не поняла и не приняла ее. И, вообще, такое впечатление, что Korn застряли в своем развитии несколько лет назад, погрязнув в самолюбовании и самоцитировании. Никакой динамики. Прошлогоднее сольное выступление Джонатана Дэвиса на Download было, по мнению критиков и фэнов, куда более интересным… А угаром, забоем, и размахиванием хайром, заплетенным в дреды наподобие ручного (головного) осьминога, и вычурной микрофонной стойкой а-ля Чужой уже никого не удивишь…
foto: превьюЧто бы там ни говорили, а абсолютное большинство из числа собравшихся у главной сцены Download-09 в пятницу пришли посмотреть именно на это – на первый после распада 11 лет назад концерт Faith No More. Тогда, в апреле 1998-го, они положили конец давно циркулировавшим слухам о распаде их группы… объявлением о роспуске группы. И вот долгожданное воссоединение состоялось! Faith No More, видимо, для усиления контраста со многими «маскированными» предшественниками, вышли исключительно «благообразными», в классических мужских костюмах, держались сдержано, по-джентльменски. Майк Паттон выглядел так, как будто это шоу всей его жизни. Для группы, для которой быть непредсказуемой – совершенно предсказуемо, подобное воссоединение – совершенный восторг. Добро пожаловать и с возвращением, джентльмены!
Слово моему коллеге, их большому фэну Уиллу Сондерсу: «Для меня наиболее ожидаемое событие Download-09 – это возвращение на сцену Faith No More, группы настолько влиятельной, что любая команда из выступавших до них на главной сцене, могла бы сказать, что они обязаны своим появлением именно им. Они вышли на сцену с харизматичным апломбом, а певец Майк Паттон в своём клюквенно-красном костюме, с тросточкой и foto: превьювесь такой прилизанно-строгий, выглядел не больше, не меньше, чем подобием явления Люцифера. Безошибочный выбор сет-листа из богатейшего каталога мегахитов группы, не выступавшей уже более десяти лет, удерживал бескрайние толпы фэнов на цыпочках, ловящими каждый звук на протяжении всего сета, но были и вещи, ставшие для всех сюрпризом, как, например, их кавер-версия на хит текущих хит-парадов Poker Face Lady Gaga. Поскольку оцепеневшая от восторга толпа перед сценой не размахивала кулаками и не трясла хайром, со сцены это могло показаться отсутствием достаточного уровня энтузиазма, что заставило Паттона спросить, не заснули ли присутствующие… Но по мне – это было великолепно!»

День второй, суббота, 13-е июня

Tuborg Stage
Из всех десяти групп, выступавших на Tuborg Stage в субботу, достойны упоминания Black Spiders, Billy Boy On Poison, Man-raze, Thunder, Architects, и, разумеется, самые ожидаемые Anvil.
Англичане Black Spiders, чей сплав пост-гранжевых тяжелых грувов и еще более брутального и тяжелого рок-н-ролла отсылает слушателей, по мнению экспертов из NME, Kerrang! и BBC Radio1, к первым дням Black Sabbath, ZZ Top и AC/DC, ко временам честного и неоскверненного коммерциализацией тяжелого рок-н-ролла, превратившегося со временем в то, что принято называть хэви-метал. Им наперебой предсказывают большое будущее, и, пожалуй, к ним стоит присмотреться и прислушаться. Их приглашение на Download-09 – пусть даже на скромную Tuborg Stage – это аванс, выданный организаторами, который ребята с лихвой отработали своим выступлением. Мне удалось на бегу пожелать им успехов и получить в подарок промо-выпуск их нового диска.
Еще хочется отметить американских глэм-панкеров из Лос-Анджелеса Billy Boy On Poison, чей гиперактивный фронтмен Дэйвис ЛеДьюк вместе с коллегами по квартету окатил присутствовавших водопадом солнечного альтернативного рока, сдобренного хорошей порцией доброго, позитивного панка. Удивительно, но факт – видимо, парни с детства слушали хорошую музыку, поэтому местами их собственное творчество нет-нет да напомнит что-то из классики рока – то ранних Doors, то Pink Floyd времен Сида Барретта…(Что-то с памятью моей стало?) Молодцы, парни! Их дебютный альбом вышел в июле 2009-го – рекомендую.
Два слова про Man-raze – сайд-проект гитариста Def Leppard Фила Коллена с еще двумя известными музыкантами – барабанщиком Sex Pistols Полом Куком и старым товарищем Фила по его до-леппардовской группе Girl – басистом Саймоном Лаффи. Man-raze играют странную эклектичную смесь из панка, рэггей и глэм-рока, музыку простую, заводную и честную, местами напоминающую утяжеленный The Police, местами KISS, а иногда и собственно Def Leppard: просто гитара Фила (ведь именно он автор большинства композиций) настолько узнаваемая и характерная, что «торчит» из каждой песни, как уши кролика торчат из цилиндра незадачливого фокусника. Их сет состоял из песен, составивших основу их дебютного диска, вышедшего в начале июня 2009 года.
На контрасте с предшествовавшими двумя пристойными, но несколько тривиальными и предсказуемыми группами, Thunder – квинтет ветеранов (еще бы – играют с небольшим перерывом с 1989-го!) тяжелого блюз-рока из Лондона, чье участие в Download-09 было подтверждено лишь в последний момент – вдохновенно отыграл свой сет, где особо выделим воодушевляющую Backstreet Symphony. Музыканты заставили всех слушателей сглотнуть горький комок, когда объявили о роспуске группы после прощального тура в июле… Овация, которую им устроили слушатели, возможно, заставит их пересмотреть решение...
Сет торонтского трио Anvil, равно как и анонсированный на фесте документальный фильм о группе Anvil! The Story of Anvil, был наполнен весельем, радостью и сердечной теплотой. Дававший за 5 часов до шоу пресс-конференцию, солист/гитарист Стив «Липс» Кудлоу улыбался по ходу всего сета своей знаменитой улыбкой Чеширского кота, и в паре композиций был поддержан звездным вокалом своего молодого харизматичного коллеги Фила Ансельмо. Воссоединение состоялось – ждем сиквела!

Вторая сцена
На второй сцене отметим приглашенную второй раз подряд на Download группу In Case Of Fire, молодых ребят из Северной Ирландии, с 2005 года играющих альтернативный пост-хардкор, музыку которых некоторые эксперты относят к прогрессив-року. Трио, состоящее из братьев Робинсонов, составивших ритм-секцию, и певца/гитариста Марка Уильямсона, звучит фантастически здорово для группы из трех совсем молодых музыкантов – хороший пример того, как даже столь малочисленный состав, при наличии музыкального вкуса и креативного мышления, может увязать воедино плотные foto: превьюриффы и грувы с яркими мелодическими ходами. Единственное, чего им пока не хватает, так это опыта захватить и удерживать внимание толпы зрителей – ну да это дело наживное.
Выступавшие после них Fightstar – играющий примерно в том же жанре квартет из Лондона, имеет на пару-тройку лет побольше опыта и легко заводит толпу. Их сет, плотно упакованный пригодными для хорового пения песнями типа Paint Your Target и Mercury Summer, доказал, что даже при относительно небольшой численности зрителей (тысяч 5-6 на площадке, вмещающей в пределе тысяч 20-25) Fightstar способны делать классное совершенно электризующее шоу. Многие из зрителей не рискнули приблизиться к сцене, поскольку некоторые горячие головы устроили перед ней дикий слэм-хоровод, под ногами которого, надеюсь, никто серьезно не пострадал.
foto: превьюХочется особо отметить многообещающих парней из Ирландии – играющий добротный, драйвовый блюз-рок-квартет The Answer, возглавляемый неподражаемым вокалистом Кормаком Нисоном.
Они уже отметились: ни много, ни мало – сопровождали AC/DC в их мировом туре. Классный олд-скульный блюз-роковый саунд, отличные риффы, запоминающиеся мелодии и потрясающий вокал – ребятам было, что предложить разомлевшим от пива и послеполуденной жары 20-25 тысячам собравшихся…
Крис Корнелл вряд ли нуждается в рекомендациях. Свое выступление на Download Крис начал с вещей из своего текущего ритм-н-блюз репертуара, но, по счастью для фэнов, пришедших послушать его прежние опусы, это не длилось слишком долго, и собравшимся был предложен плотный сет из наиболее известных хитов его прежнего сольного творчества, а также материал времен его работы с Soundgarden и Audioslave. Кульминацией сета была пробирающая до мозга костей Black Hole Sun. Спасибо, Крис!
Оставив удобное место непосредственно перед второй сценой, я, протолкавшись с трудом сквозь толпу, пошел посмотреть на шоу Мэрилина Мэнсона, которое было в разгаре на главной сцене, и вскоре пожалел об этом (но об этом позже) и попытался вернуться на прежнее место foto: превьюк началу выступления The Prodigy – наивный! На вторую сцену, и так уже заполненную до отказа, ради их шоу, всегда порождающем анархию и приступы беспричинного бешенства, толпами валил народ, все больше молодые люди, среди которых было очень большое количество народа с цветными ирокезами и дрэдами, и даже были замечены какие-то гламурные девицы в розовом D&G… Не то чтобы протиснуться на прежнее место – вообще как-либо продвинуться, чтобы хоть как-нибудь видеть сцену мне не удалось. Но я попытался просочиться вдоль фронтального забора и подойти ближе к сцене со стороны ее правого торца и преуспел в этом чуть больше.
Примерно 35-40 тысяч человек, столпившихся перед второй сценой, начали слэмится с первыми звуками в каком-то диком угаре – без подготовки и предупреждения, как будто толпе гигантских бешеных энерджайзер-зайцев одновременно нажали на кнопку ON. Я успел сделать лишь пару снимков, и за это время получил пару дюжин увесистых толчков, оплеух, ударов локтями, лбами, затылками…. Пострадал и фотоаппарат. Вечер переставал быть томным. Я принял единственно верное решение – не рисковать более здоровьем и покинуть место сражения, и лишь благодаря этому мужественному и своевременному решению вы, дорогие читатели, имеете сейчас возможность читать эти строки. Поскольку я ретировался с места foto: превьюбитвы, предоставляю слово стоявшим напротив сцены, но все же поодаль от эпицентра боевых действий, молодым коллегам.
Саша Литвинцева: «The Prodigy сыграли ну просто эпический сет! Исполнив несколько новых вещей, ровно в тот момент, когда все были уже совершенно готовы к тому, чтобы танцевать и слэмиться подо что угодно, они отыграли подряд практически весть свой классический репертуар: Breathe, Firestarter, Smack My Bitch Up, Run With The Wolves… Вообще-то, мы немного опоздали к началу – долго пробирались через толпу с представления ММ на главной сцене, которое пришлось оставить пораньше – к слову, не слишком большая трагедия! – что уберегло нас от проникновения поближе к сцене – вглубь толпы и в центр безумия, спровоцированного весьма многочисленными «the prodigy warriors», которые творили совершенное бесчинство – вот он, Prodigy-бунт – бессмысленный и беспощадный!..
Мощь басов на выступлении The Prodigy была (и это на весьма приличном удалении от сцены!) такой, что реально сносило крышу. Это было БЕСПОДОБНО, от всего происходящего у меня то и дело перехватывало дыхание. Жаль, всегда приходится чем-то жертвовать – мы ушли до окончания сета, так как хотели посмотреть, и, желательно, с приличного места, субботних хэдлайнеров главной сцены – Slipknot. Покрытые не столько своим, сколько чужим потом, практически бездыханные мы еле-еле протолкались через слэмующие толпы в сторону Главной сцены…»

Главная Сцена
foto: превьюОкруженный группой, включавшей в себя гитариста, до отвращения похожего на покойного Даймбэга, субботнее выступление открыл американский певец Тим «Ripper» Оуэнс, известный прежде всего тем, что с 1996 по 2003 гг. заменял в Judas Priest Роба Хэлфорда, а чуть позже – в течение некоторого времени солиста группы Iced Earth. Типичный олд-скульный металлист, начинавший как солист американского JP-трибьюта под названием British Steel, откуда в свое время он и был рекрутирован в Judas Priest, оказался неплохим средством для атаки на уши, внимание и настроение собравшихся перед главной сценой. Нескольких кулаков, вздымавшихся над головами, было достаточно, чтобы наподобие ручки стартера «завести» толпу.
Поднявшиеся следом на сцену калифорнийцы Five Finger Death Punch (5FDP), представляющие из себя некую хэви-металлическую супер-группу (еще бы – в составе осколки Ghost Machine, WASP, Anubis Rising), своим чистым, незамутненным посторонними примесями бескомпромиссным металлическим напором заставили подготовленную предшественниками толпу повиноваться и с ошеломляющим энтузиазмом повели за собой в дебри трэша и хард-кора.
Заданную предшественниками высокую планку поддержали Devil Driver, играющие мелодик-дэт- и грув-метал калифорнийцы из гламурной Санта-Барбары, и, что называется, с порога так завели уже на все готовую 70-тысячную толпу зрителей, что было совершенно не удивительно, когда во время исполнения Clouds Over California над толпой вздымались облака пыли, поднятой тысячами ног слэмившихся фэнов…
Предоставим слово находившемуся в эпицентре событий Уиллу Сондерсу: «Devil Driver победили в негласном соревновании на самый большой, заряженный тестостероновой агрессией, слэм-хоровод, образованный фэнами во время их сета – буквально метров 50 в диаметре! Я в жизни не видел ничего подобного!»
Думаю, что стадо кочующих буйволов или бизонов не способно на выделение такого количества тупой агрессивной энергии… Потерявшую сознание в разгар этого беспрецедентного слэма «цыпочку» – как раз играли I Could Care Less – передавали на руках над толпой к проходу, чтобы передать заботам секьюрити и медиков. Это выглядело и символично, и пугающе.
Если Devil Driver преуспели в разжигании бунтовских настроений у толпы, то вышедшие им на смену, играющие уже более 15 лет хард-кор панки из Коннектикута Hatebreed преуспели в том, чтобы как магнитом притянуть рассыпавшуюся было за время технического перерыва по окрестным холмам толпу прямо к сцене и спровоцировать в ней слепую ярость. Две части толпы, разделенные центральным проходом (чисто технический коридор, в котором были уложены звуковые, силовые и видеокабели от сцены к гигантскому сооружению с режиссерскими пультами), казалось, готовы были, сминая барьеры, броситься в ярости друг на друга… Не берусь судить о музыкальной составляющей их выступления, но как средство массового поражения Hatebreed весьма эффективны. «Такой хоккей нам не нужен…»
Ничто не способно противостоять напору под завязку нагруженной грувами дум-металлической супер-группы Down. Они большие мастера своего дела – эти парни из Нового Орлеана, выступающие под предводительством легендарного Фила Ансельмо, каждый звук и жест которого жадно ловила безбрежная толпа. Во время исполнения Hail The Leaf, насколько хватало глаз, не нашлось ни одной головы (кроме моей), повернутой в сторону, противоположную сцене…
Приветственное вступительное слово поверх узнаваемого интро не могло предвещать ничего, кроме материала с нового альбома Dragonforce Ultra Beatdown, однако, сверх ожиданий, в музыке номинированных на Грэмми лондонских мастеров пауэр-метал оказалось скрытым ингредиентом не что иное, как новая порция топлива в агрессивное настроение толпы зрителей. Странно, но за ураганными сверхскоростными виртуозными соло и зубодробительным ритмом, взбудораженные предыдущими выступлениями восторженные фэны расслышали нечто, побудившее их на новые проявления слепой агрессии. Это сильно огорчило, и никакие элементы шоу с перекрестной игрой двух гитаристов (пробежки пальцами по грифу чужой гитары), прыжки и беготня по сцене с клавишами, и т.п. трюки не смогли подправить слегка смазанного впечатления от выступления Dragonforcе.
После всей этой метал-вакханалии (суббота оказалась на главной сцене самым «металлическим» днем феста – по странному стечению обстоятельств или простой прихоти организаторов) совершенным сюрпризом было появление прошлогодних триумфаторов Download-08 Pendulum – драм-н-бэйс гуру из Перта, Австралия, базирующихся с конца 2003 года в Лондоне. Поскольку они все дальше и дальше отходят в своих экспериментах от изначального драм-н-бэйса и звучат живьем намного тяжелее, чем в записи – бесспорно, их приглашение на Download-09 оправдано. Это можно утверждать с еще большей уверенностью, если учесть, что сет Pendulum смог непостижимым образом утихомирить, foto: превьюпримирить и умиротворить необозримую людскую массу. Жестокий слэм уступил место размашистым, нелепым, но позитивным и вполне безобидным танцам. Драм-н-бэйс пандемия, инициированная вирусом тяжелого экспериментального электронного саунда, начавшаяся год назад на Tuborg Stage, проявилась в этом году с не меньшей силой на главной сцене. Потрясающая обработка Master Of Puppets, которую кто-то мог бы счесть за надругательство, пролилась бальзамом на уши многочисленным апологетам чистого металла и пришлась как нельзя более кстати, на прощание зарядив публику позитивом под завязку.
Выступавший следом Мэрилин Мэнсон собственной персоной в сопровождении группы своего имени, прозвучал настолько старо и неуместно, что осталось загадкой – как такое вообще возможно. Его привычная отчужденность казалась отсутствием какого либо интереса к происходящему – что было соответственно воспринято аудиторией. Объявляя Arma-Goddamn-Motherfuckin-Geddon он настолько увлекся, что четырехэтажно обложил сильно поредевшую к этому времени толпу – видать это ему очень нравилось, и он еще поупражнялся в сквернословии некоторое время. Однако это понравилось далеко не всем присутствовавшим – народ еще активнее стал разбредаться кто куда. Когда, казалось, анфан-террибль глэм-метала наконец закончил свое выступление и удалился за кулисы, никого не удивило, что вслед Мэнсону на раздалось ни одного хлопка… Несмотря на это, наш антигерой вновь, как ни в чем не бывало, появился на сцене и затянул The Beautiful People – наименее подходящую в данной ситуации. Осталось чувство, что если он продолжит выступление, то через пару песен будет выступать перед пустыми полями… Потрясающий, скандальный провал.
foto: превьюПосле такого провала отличиться и соврать овацию было бы легкой задачей для любого обалдуя…
Slipknot не только приняли эту ставку – они подняли ее до уровня ва-банк и сорвали его – банк предельно высокого зрительского foto: превьюинтереса. Что бы вы там себе не думали по поводу всей этой маскарадной чепухи, нельзя упрекнуть Slipknot в том, что они когда либо отыграли свой сет с меньшей разрушительной энергией, чем выделяется при крушении товарняка, и этот концерт не был исключением. Еще до появления всей группы на сцене, пока большие экраны по бокам сцены показывали бэк-стэйдж и красовавшихся перед камерой Криса, Кори, Шона и спешившего на сцену Джоуи – с первыми звуками Spit It Out десятки тысяч поклонников, устало сидевших на траве в ожидании начала шоу, все как один вскочили на ноги, и в их едином порыве к сцене было предсказание триумфа хэдлайнеров субботней главной сцены. Я лично не поклонник музыки Slipknot и, хоть плачь, не понимаю – для чего на сцене 9 человек, да еще все в нелепых масках, и какое это имеет отношение к музыке и творчеству, а turn-table Сида к металлу – но их технологичнейшее шоу и ураганный сет более чем убедительно поставили точку в выступлениях на главной сцене в субботу.
Остается только добавить к сказанному впечатления другого корреспондента русского Classic ROCK на Download-09, представительницы молодого поколения фэнов и свидетельницы происходившего – Саши Литвинцевой: «Не иначе как по какому-то волшебству нам удалось проложить себе путь сквозь толпы размахивавших дредами фанатов к самой сцене, в самый центр безумия. Я до того не была особым фанатом Slipknot, и не поверила своим ушам, когда обнаружила, что подпеваю им! Не знаю, как, но чудовищная энергия толпы передалась и нам, и она была опьяняющей!.. Slipknot играли примерно полтора часа – и каждую секунду их выступления вас то хлестали по лицу чьи-то потные дреды, то кто-то толкал вас в спину локтем или плечом, то кто-то с размаху впечатывал свой лоб вам в шею, то чьи-то длинные кудрявые волосы, которыми этот кто-то размахивал без передышки у вас перед лицом, застревали у вас во рту, то кто-то упорно топтался на ваших ногах пудовыми кованными башмаками… И все равно вы, не обращая внимания на все это безумие, продолжали петь вместе со Slipknot, вместе с толпой с единственной надеждой устоять на ногах и сохранить способность дышать – то есть выжить». А вот дополнение к сказанному Уилла Сондерса: «На этот раз на сцене не было разбрасывания свиных голов и брызг крови – Slipknot слегка смягчили свое шоу и «коммерциализировались», и, разумеется, могли бы делать ту же самую музыку в составе на 4-5 человек меньше – но в любом случае то, чему мы были свидетелями, было великолепно! Вот это шоу! Превосходное окончание такого сумасшедшего дня».

День третий, воскресенье, 14 июня

Tuborg Stage
foto: превьюИз 13 групп, выступавших на Туборг Стэйдж в последний день фестиваля, можно выделить, пожалуй, Violent Soho, Turbowolf, Sabbath, Steel Panther, Therapy?, Go:Audio.
Violent Soho – квартет молодых австралийцев, лет пять уже играющих гранж и задорный гаражный рок, напоминая местами бесспорно оказавших на них влияние The Pixies, Sonic Youth и даже Nirvana. Представив себя, как «наименее популярную группу на Download», они, совсем молодые парни, «застрявшие» в 90-х, тем не менее, привлекли к себе внимание не только организаторов феста своим выступлением в Лондоне в ноябре прошлого года, но и одобрение весьма многочисленных зрителей.
Turbowolf, трио из Бристоля – возможно, одна из самых оригинальных и многообещающих из британских «неподписанных» групп, играющих музыку, заряженную влиянием Cannibal Corpse, Death From Above и даже Queen. Лидер группы Крис Георгиадис, характеризуя их стиль и отвечая на вопрос о влиянии, лишь отмахивается и говорит: «Мы пытаемся делать что-то совсем другое».
Возможно, самая металлическая из групп, выступавших на Туборг Стэйдж в воскресенье, Sabbath, не считаясь с потерями, проложила свой путь к успеху на фесте проторенной дорожкой олд-скульного трэша. Их склонность к болезненной прямолинейности текстов и бескомпромиссная «работа на износ» на сцене восхитила их хардовых поклонников и, вероятно, оставила девочек-подростков, сидевших группками поодаль, с двойственным чувством восхищенного отвращения.
foto: превьюПока на сцене с большим или меньшим успехом упражнялись в привлечении зрительского внимания дебютанты фестиваля всех мастей, незаметно подошло время для, пожалуй, самого спорного, самого СКАНДАЛЬНО ожидаемого выступления на Download-09 – на сцену вышел американский квартет Steel Panther, короли современного глэм-метал. Весьма внушительных размеров тент над Туборг Стэйдж не смог вместить чудовищную толпу, состоявшую из свободных от «вахты» музыкантов и собственно рядовых фестивальных посетителей – толпа простиралась на сколько хватало глаз… Как и пресс-конференция Steel Panther, состоявшаяся тремя часами ранее, их сет был заряжен сексом и нафарширован весьма прямолинейными, непристойными, недопустимо грубыми, но чрезвычайно смешными отсылками к мужским, а чаще женским гениталиям, болезням, передаваемым половым путем, сексуальному общению с уродливыми девицами и т.п. Публика в восторженной растерянности не понимала, то ли плакать, то ли смеяться, то ли выпить рвотного порошка.
Но дадим слово носителю языка Уиллу Сондерсу: «Steel Panther были самым большим сюрпризом уикенда. Они грубые, вульгарные, но уморительно смешные – и поэтому эффективные. Никто из тех, кто хоть раз приближался к главной сцене, не мог не заметить гигантских размеров плаката с рекламой их нового альбома Feel the Steel, заявлявшего: 'We f**ked your mum in the 80s'. Они играли перед толпой, распространявшейся намного дальше, чем площадка под гигантским тентом, удивляя толпу невиданными выходками, демонстрируя несомненный глэм-метал-талант, шокируя стихами настолько непристойными, что заставили бы покраснеть от стыда самого Ники Сиккса».
Для желающих ознакомиться с образчиком их стихо(смехо)творного стиля – ссылочка: http://www.metrolyrics.com/asian-hooker-lyrics-steel-panther.html
Осталось загадкой, почему играющее альтернативный металл уже 20 лет северо-ирландское трио Therapy? не выступало в роли хэдлайнеров, но они играли так, как если бы ими являлись. Пожалуй, наименее ортодоксальные и наиболее изобретательные в своем творчестве, Therapy? не новички в Donington Park: в середине 90-х они дважды выступали на сцене Monsters of Rock, причем, в 1995-м – непосредственно перед Metallica. Их репутация музыкантов, находящихся в вечном поиске и избегающих самоповторов, лишь укрепилась с выходом их последнего альбома Crooked Timber и вновь была подтверждена выступлением на Download-09. Еще один отличный пример того, что можно делать классную драйвовую музыку и яркое шоу (всего лишь) втроем.
Выступавшие последними формальные хэдлайнеры Go:Audio – весьма нежный и мелодичный, задорный, поп-роковый квартет из Лондона более уместно смотрелся бы на сцене Евровидения, чем на Download – осенью 2008-го они удивили всех тем, что их видео на песни с их дебютного сингла были самыми ротируемыми на радио и кабельных музыкальных телеканалах в Великобритании, а по количеству просмотров их видео на YouTube, они оставили далеко позади большинство конкурентов. Мне лично их приглашение на Download и, тем более, в роли хэдлайнеров показалось более чем спорным, если не вовсе неуместным – их музыка была более чем легковесной, тем не менее, их эмоциональное разнообразие и «облегченное» звучание были, возможно, неплохим «прощальным поцелуем» фэнам, собравшимся на Туборг Стэйдж в воскресенье.

Вторая сцена
Воскресные выступления на второй сцене открыл квартет из английской глубинки Sacred Mother Tongue, охарактеризованный Metal HAMMER как одна из самых убедительных и многообещающих металлических групп Британии, чья музыка так же заразительна и опьяняюща, как ранние Lamb Of Gods, но с существенным отличием – неподражаемым душераздирающим вокалом-ревом-стоном Дэррина Саута. Очень неплохой пример мелодик-дэт-метала в исполнении стремительно набирающей высоту молодой группы – отличное начало дня!
Критиками были отмечены ню-металлисты из Атланты Sevendust, а кроме того продавшие более 6 миллионов альбомов за семь лет существования, играющие пост-гранж земляки Lynyrd Skynyrd и Limp Bizkit, прославившиеся 10 лет назад своим посвящением своему другу, покойному Даймбэгу Дэррелу – квартет Shinedown из Джексонвилля, Флорида; играющие старый добрый хард-рок номинанты Грэмми калифорнийцы из Лос-Анджелеса Buckcherry; их земляки из Вакавилля, обладатели трижды платинового дебютного альбома – квартет олд-скульных хард-рокеров Papa Roach c весьма впечатляющим сетом, и, разумеется, воскресные хэдлайнеры второй сцены Trivium – мастера мелодик-трэш-метал из Орландо, Флорида. Квартет Trivium не новички на Download – им уже приходилось выступать на фестивале в 2005 году.
Увы – события, разворачивавшиеся на главной сцене, и значительная удаленность второй сцены от первой не позволили нам присутствовать лично на перечисленных выше представлениях, кроме сета Sacred Mother Tongue.

Главная Сцена
Под совершенно ясными небесами при ярком сияющем солнце к главной сцене стекались ранние пташки, страдающие от похмелья и недосыпа и желающие зарядится дозой весьма позитивного металлизированного хард-н-хэви от новичков фестиваля Stone Gods, квартета из Восточной Англии.
Burn The Witch оказалась весьма эффективной открывашкой не только для их сета, но и для последнего фестивального дня на главной сцене. Крутой замес из мощных риффов и цепляющего с первых звуков вокала – нехитрый секрет успеха их получившего восторженные критические отзывы вышедшего в 2007 году дебютного альбома Silver Spoons and Broken Bones, песни с которого составили основу их плотного сета. Материал готовящегося нового альбома, прозвучавший в завершении их выступления, оказался заметно тяжелее дебютных работ, что, безусловно, к лучшему.
Tesla – пятеро калифорнийцев из Сакраменто, уже лет 25 играющие тягучий хард-рок, в равной мере замешанный на блюз-роке и хэви-метал 80-х, могли бы сыграть на этой площадке как минимум поколение назад, но, к счастью, в их музыке никогда не было «модных» тенденций: всегда искренняя и честная, их музыка уместна на Download и сегодня.
Распавшиеся больше 10 лет назад SKIN – бывшие в средине 90-х в числе ведущих Британских хард-рок-групп – собрались вновь, чтобы, начиная со своего выступления на Download-09, отвоевать утраченные за прошедшее десятилетие позиции. Можно смело предсказать им успех в их втором пришествии.
foto: превьюКак уже упоминалось в начале нашего обзора, молодые американцы Black Stone Cherry – не новички на Главной сцене Download. В этом году они привлекли куда большие толпы зрителей, и, как обычно, с первых звуков ударной Rain Wizard захватили внимание зрителей и удерживали его до завершившей сет кавер-версии хендриксовской Voodoo Chile – еще один великолепно исполненный, от начала и до конца заряженный искренней страстью, сет молодых рокеров из Кентукки.
Ветераны AOR и арт-рока американцы Journey, продавшие более 50 млн. альбомов, продолжили ретро-день на главной сцене и сделали попытку перенести собравшихся во времени еще дальше – к концу 70-х – началу 80-х, однако при всей виртуозности исполнения их великолепной музыки, составлявшей когда-то основу наиболее часто ротировавшихся на радио хитов, таких как, например, Don’t Stop foto: превьюBevieving – едва ли очень многие из собравшихся у Главной сцены, слышали прежде их умную, тонкую и драйвовую музыку…
foto: превьюОтыгравших великолепный концерт в Москве за четыре дня до своего появления на Download, Dream Theater – лидеров современного прог-рока и метал-прога – часто упрекают в чрезмерной академичности, точности, собранности и виртуозности. Злопыхатели утверждали даже что барабанщик группы Майк Портной, якобы, даже спит под метроном… Я склонен думать, что все эти «критики» брызжут ядовитой слюной от зависти к подлинной музыкальной свободе, которую, благодаря виртуозности, неординарному музыкальному мышлению и потрясающей сыгранности, неизменно демонстрируют вот уже третье десятилетие герои прог-рока из Нью-Йорка. Понятно, что у одномерных групп типа Hatebreed или Devil Driver (равно как и у их поклонников) виртуозная «заумь» Dream Theater вызывает раздражение, если не ненависть… Слава Богу – о вкусах не спорят.
Живые легенды рока, отмечающие в этом году 40-летие, техасские бородачи ZZ Top поднялись на сцену еще и еще раз убедительно доказать, что для того, чтобы раскачать стадион, совершенно необязательно носить маски и носиться по сцене вдесятером. Обладатели слегка поредевших бород и собственного неповторимого, 100% узнаваемого стиля исполнили, наверное, все песни со сборника Greatest Hits практически в том же порядке, что и на диске, но так, что никто бы не посмел сказать, что на сцене музыкальный автомат. Их простая и честная музыка – корневой, исконный блюз-рок, их то золотые, то пушистые гитары и знаменитая непринужденно-расслабленная манера держаться на сцене как нельзя лучше подходили лениво-расслабленному послеполуденному настроению толпы.foto: превью ZZ Top непостижимым образом делают сияющим и ярким то, что в исполнении любого другого показалось бы тупым и скучным. Я не заметил равнодушных лиц во время их сета. Хиты типа Gimme All Your Lovin’, Sharp Dressed Man, Got Me Under Pressure или LaGrange сменяли друг друга, а присутствовавшие требовали еще и еще. Один из критиков пошутил, что их сет был длиннее, чем совокупная длина их бород, но это не более чем злопыхательство – золото не ржавеет. А вот мнение представителя молодого поколения Уилла Сондерса: «ZZ Top все еще способны доказать, что трое могут быть также хороши, как все девять!..» Такой тонкий намек на толстые обстоятельства…
Музыка Whitesnake, пожалуй, имеет те же блюзовые корни, но с неким привкусом напыщенности, не позволяющим воспринимать их всерьез. Все звучит и выглядит карамельно красиво – как леденцовый петушок на деревенской ярмарке. Дэвид Ковердейл, как провинциальный актер, играющий на грани фальши, много и бесцельно передвигался по сцене, терзал микрофонную стойку и души женской части многотысячной аудитории – полагаю, что во время исполнения гимнов типа Still Of The Night или Here I Go Again, дамочки определенного возраста от восторга слабели в коленях. Как бы там не было, Whitesnake – это признанные классики софт-кок-рока, и во главе со своим бессменным лидером выступлением на Download доказывают маловерам и критикам (вроде меня), что есть еще порох в пороховницах. Но предоставим слово foto: превьюпредставителю женской части публики Саше Литвинцевой: «Для меня самое лучшее выступление главной сцены в воскресенье – это, без сомнения, Whitesnake. У Ковердейла все еще есть ЭТО – и манера держаться, и голос, и харизма, и шуточки в разговорах с публикой! И все это работает! Для любого, кто знает все слова песен – это была фантастика, но мои спутники, не слишком хорошо знакомые с его репертуаром, тем не менее, подпевали – и у всех было отличное позитивное настроение, просто потому, что Whitesnake – это живая группа. Ковердейл знает точно, сколько раз подряд надо повторить припев, чтобы даже те, кто не знал его наизусть прежде, были способны foto: превьюзапомнить его и по его команде спеть хором с ним вместе… Я прежде видела их на концертах в Лондоне, и могу сказать – их выступление на Download-09 – лучшее среди всех их шоу после конца 80-х».
foto: превьюDef Leppard в последний раз выступали в Donington Park 23(!) года назад – кстати, тогда это было впервые после того, как их барабанщик Рик Аллен, потерявший руку в чудовищной аварии, оправился и смог приспособиться к игре одной рукой на специально сконструированной установке. Тогда это был подлинный триумф, и теперь публика Download содрогалась от мощи квинтета из Шеффилда – еще один триумф. Для тех, кто десятилетиями сотрясал и шокировал стадионы, нет лучшего допинга, чем внимание безбрежных толп поклонников, и было очевидно, что для Def Leppard это не просто очередной концерт – это Возвращение. Надо было видеть лицо Джо Эллиота, когда он приветствовал своего друга, барабанщика Рика Аллена… Def Leppard блестяще отыграли весьма эмоциональный полуторачасовой сет, включавший классические хиты Hysteria, Photograph, Rock Of Ages, Pour Some Sugar On Me, Too Late For Love и, попрощавшись, удалились за кулисы. Публика неистовствовала и все никак не хотела отпускать хэдлайнеров фестиваля. Спустя несколько минут под овации появился Джо Эллиот и жестом вызвал из-за кулис всю группу. Феноменально мощное исполнение Let’s Get Rocked было идеальным энкором и завершением всего фестиваля.

foto: превьюНу что ж, еще один Download окончен. Перевернем страничку, и не будем грустить. Впереди еще много первоклассных музыкальных событий. А море хорошей настоящей музыки – всегда с нами. И пусть вкусы у всех разные (и, как спокон веков заведено, о них не спорят), на фестивалях класса Download каждый фэн классического хард-н-хэви и хэви-метал найдет для себя немало интересного – и любимого, проверенного временем, и совершенно нового, но, безусловно, классного музыкального материала.
09 декабря 2009
Автор: Борис Литвинцев, Саша Литвинцева, Уилл Сондерс

Фотограф: Awais, Борис Литвинцев, Саша Литвинцева, Уилл Сондерс

Фотограф Саша Литвинцева
Фотограф Борис Литвинцев


Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии

Другие материалы:
  • Download 2008 13-15 июня 2008

    Донингтон Парк, Великобритания

    Слова: Борис Литвинцев

    Фото: Алексанадра Литвинцева, Борис Литвинцев