Фестиваль, посвященный 40-летию Led Zeppelin (2008): Воздавая должное…

Статья в «Classic ROCK» № 11(71) ноябрь 2008 о трибют-движении в России и о Фестивале 40-лет Led Zeppelin.

Как житель современного мегаполиса, отравленный смогом и оглушенный техногенной какофонией, стремится вырваться за пределы большого города и насладиться чистым воздухом и естественными звуками природы – журчанием ручья, шелестом листьев и пением птиц, так и измученный нивелированным цифровым МР3-звучанием фанерных звезд слух меломана ищет спасения в аналоговом звучании виниловых пластинок и «живых» концертов.
Борис Литвинцев ищет спасения в неподдельном драйве европейских фестивалей, в посещении концертов «живых легенд» и … лучших трибют-групп, исполняющих музыкальное наследие легенд ушедших.

Вообще, похоже, что с дальнейшим развитием технологий фиксации и распространения информации ценность таких эфемерных, сиюминутных, предполагающих не рутинное поглощение мегабайт, но сопереживание и сотворчество искусств как театр и музыка будет со временем только возрастать.
Эта тенденция проявляется все более рельефно на фоне засилья «технологичной», нарочито усредненной квази-музыки, ориентированной на потребление через онлайн-сервисы и интернет-порталы. Пресыщенность «консервированным» технологичным МР3 звучанием обуславливает потребность вернуться к истокам и припасть к живительному источнику настоящего звука.
Никто, пожалуй, не будет спорить с утверждением, что рок-музыка конца 60-х-начала 70-х – это международный социально-культурный феномен. Дальнейшее бурное развитие популярной музыки в 80-х и 90-х лишь подтверждает это, равно как и тот факт, что со времен The Beatles, Jimi Hendrix’a, Led Zeppelin, Pink Floyd, Tangerine Dream, ABBA, The Cure, Nirvana создать что-либо принципиально новое, сопоставимое с прорывом 60-х-70-х никому так и не удалось.
Интерес публики и промоутеров к группам и музыкантам, заложившим основу многих жанров – хард-н-хэви, психоделиии, джаз-рока, прогрессив-рока, по сути, создавшим в ту Золотую эпоху рок-музыку как таковую, как мы понимаем ее теперь – не ослабевает до сих пор.
Некоторые из легендарных групп, пережив несколько «кризисов» и «переломов», по-прежнему существуют и даже активно гастролируют, некоторые, надолго выпав из поля зрения, за последние несколько лет вновь, как феникс из пепла, на волне интереса поднимаются из забвения в сиянии своей былой славы – выпускают новые альбомы и отправляются в мировые реюнион-туры.
Но есть и такие, которые в связи с теми или иными, часто трагическими обстоятельствами, сошли со сцены навсегда. Но не забыты. Неослабевающий интерес к музыке этих легендарных групп обусловил несколько десятилетий назад другой социально-культурный феномен – «трибьют-культуру». Публика, не удовлетворяясь записями легендарных групп прошлого, хочет видеть шоу и слышать музыку своих кумиров «живьем» – пусть даже в исполнении других музыкантов, раз уж сами кумиры сошли со сцены…
Казалось бы, какой смысл в том, чтобы слушать чье-то исполнение, когда оригинальные исполнители оставили богатейшее наследие на аудионосителях – ставь виниловый диск на вертушку, загружай CD в чейнджер – и наслаждайся.
Но дело-то как раз в том, что никакая, пусть даже самая совершенная запись, давно, к слову сказать, наизусть заученная и до последнего нюанса знакомая, не может передать магии присутствия на «живом» концерте. Именно это обстоятельство и заставляет армию музыкантов новых поколений играть, играть и снова играть с разной степенью мастерства и достоверности музыку своих кумиров – героев рока 60-70-80-х.
Многие, не добившись успеха, бросают это занятие, а некоторые другие, наиболее успешные в деле служения памяти и наследию своих кумиров, создают трибьют-группы, отдавая дань уважения несуществующим уже легендарным коллективам и музыкантам и, одновременно с этим, снова и снова даруя возможность тысячам фэнов прикоснуться к легенде и реализовать мечту – побывать на живом выступлении своих кумиров.
Надо понимать при этом разницу между кавер-бэндом, играющим ту или иную музыку в силу своего умения и понимания, и трибьют-группой. Последние не просто точно и вдохновенно играют музыку – они создают шоу, несут в душе и щедро отдают публике дух, атмосферу, магию того времени, когда наши кумиры были еще совсем молодыми бунтарями, творцами, искателями, когда некоторые из них, безвременно ушедшие от нас, были еще живы и творили свою музыку и свою легенду.
Феномен трибьют-культуры зародился в конце 70-х на базе традиции «каверить», от английского to cover – то есть исполнять, переигрывать чужие песни и пьесы. На волне интереса к ушедшим в небытие кумирам по обе стороны Атлантики стали появляться группы, избравшие своей стезей исполнение музыки Джими Хендрикса , Led Zeppelin, Grateful Dead, Doors, T.Rex, Thin Lizzy, и, разумеется, The Beatles – групп и музыкантов, уже не существующих, а также – Rolling Stones, Тhe Who, Pink Floyd, Genesis, Yes, Jethro Tull, Rush, Supertramp и многих других – легендарных коллективов, увы, гастролирующих и выпускающих новые альбомы все реже.
Таким образом, рынок сформировался. Трибьют-культура заняла свое место в шоу-бизнесе. Но не в России. Хотя кавер-бэнды у нас были всегда (с конца 60-х все тогдашние подпольные советские рок-группы, как умели, исполняли музыку своих кумиров), никто из них при этом не стремился ограничиться исполнением музыки какого-либо одного из «монстров» рока. Напротив, играя музыку многих групп, они стремились к сочинению и исполнению своего материала.
Таким образом, на российской почве, весьма восприимчивой к новым тенденциям, собственно трибьют-культура, к сожалению, не прижилась, а кавер-бэнды в большинстве своем переродились в нечто совершенно карикатурное. Наверное, поэтому приезды в Россию лучших трибьют-команд, посвятивших свой талант служению Легендам, априори вызывают недоверие и неприятие у значительной части российской публики – в первую очередь по причине элементарной неосведомленности. А жаль.
PhotoBLZ-7: превьюRaff+Luke2: превьюНо вот свежий пример. Те, кто побывал в январе 2008 года на концертах Boot-Led-Zeppelin, лучшей британской трибьют-группы понятно кого, были не просто не разочарованы – большинство признавались в том, что были очарованы неподдельной искренностью, с которой музыканты Boot-Led-Zeppelin воссоздают атмосферу, дух 70-х. По признанию многих истинных и истовых фэнов, они были поражены тем, как вдохновенно, виртуозно и технически безупречно Boot-Led-Zeppelin исполняют бессмертные хиты, используя при этом обеспечивающие аутентичность звучания оригинальные инструменты и эффекты, играя не столько растиражированные на многочисленных бутлегах версии цеппелиновских концертных аранжировок, сколько добавляя в исполнение собственное, личное отношение и воссоздавая, казалось бы, неповторимый колорит, саму магию музыки и шоу Led Zeppelin со стопроцентной достоверностью звука и образа. В данном конкретном случае можно говорить даже не о театрализованном живом концерте, но о полном перевоплощении в своих кумиров, о реинкарнации…
Культурный, если не коммерческий успех первого российского тура Boot-Led-Zeppelin на фоне беспрецедентного всплеска интереса к музыке и наследию Led Zeppelin после декабрьского реюниона группы на Лондонской О2-Арене, а также отмечающееся в 2008 году 40-летие легендарной группы побудило энтузиастов из числа фэнов LZ организовать проведение Фестиваля в честь их юбилея, с участием целого ряда российских звезд рока и джаза, московской кавер-группы Plumbum Dreams и британцев Boot-Led-Zeppelin в качестве хедлайнеров.
20 сентября в присутствии почтенной публики, журналистов, высоких гостей и 8 видеокамер фестиваль, посвященный празднованию 40-летнего юбилея Led Zeppelin, состоялся на площадке Зеленого театра в Нескучном Саду.
Группы известных и начинающих российских музыкантов с собственным прочтением классического наследия Zeppelin, со своими версиями их бессмертных песен сменяли на сцене друг друга.
BLZ-GP28-sm: превьюДаже прохладная погода не помешала преданным фэнам дождаться кульминации праздника – фееричного выступления хедлайнеров фестиваля Boot-Led-Zeppelin, как по волшебству перенесших всех присутствовавших из московского Нескучного Сада начала XXI века в Лондонский Earl’s Court или нью-йоркский Madison Square Garden середины 70-х…
IMG_1744f-1: превьюПолный сет классических цеппелиновских хитов в неправдоподобно точном и вдохновенном исполнении Boot-Led-Zeppelin потрясал зрителей двумястами киловатт кристально чистого звука уже более 70 минут, и, когда гитарист Boot-Led-Zeppelin Рафф Эчур надел знаменитую двухгрифовую гитару Gibson SG, а светлокудрый вокалист Люк Уорд предварил хрестоматийное гитарное вступление словами “This is a song of hope”, все собравшиеся уже знали, что сейчас будет звучать самый главный рок-гимн всех времен – Stairway to Heaven… Нет нужды говорить, что зал взорвался овацией, а когда на помощь Люку Уорду из-за кулис вышла Лариса Долина, казалось, что неистовству публики не будет предела. Этот дуэт явился безусловной жемчужиной, украшением всего фестиваля.
BLZ+Dolina4: превьюПраздник музыки Led Zeppelin состоялся: можно констатировать, что зачатки трибьют-культуры наконец-то прорастают и на российской почве. Организаторы, полные решимости продолжать начатое дело, приступают к подготовке следующего трибьют-фестиваля Led Zeppelin и намереваются провезти его по городам России. В планах также трибьют-события, посвященные творчеству Pink Floyd, ZZ Top, KISS, AC/DC, The Doors, Rolling Stones, Genesis, Supertramp, The Who, Thin Lizzy, T.Rex, Dire Straits, Rush, и ряда других.

Организаторы ищут региональных партнеров для проведения в регионах трибьют-мероприятий с участием лучших британских трибют-коллективов, московских и местных музыкантов. Контакт: hotdraft@mtu-net.ru +7(495) 796 4348

14 марта 2011
Автор: Борис Литвинцев

Фотограф: Сергей Беляков

фотогалерея
2 комментария
пастухов александр николаевич пастухов александр николаевич
24 марта 2011 06:19:03
кошмар!!!.....
пастухов александр николаевич пастухов александр николаевич
24 марта 2011 06:15:14
кошмар!!!.....


Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии

Другие материалы:
  • ABSOLUTE BEGINNERS 50 громких дебютов золотой эпохи рока Большое количество исполнителей, со временем оттачивая свое мастерство, дорастает до создания подлинного шедевра. Но история знает и великих дебютантов, врывающихся в высшую лигу со своим первым творением. Итак, вот 50 альбомов, созданных новичками, про которые можно говорить только в уважительном тоне.
  • SZIGET FESTIVAL 2009 12 – 16 июня 2009
    Будапешт, Венгрия