The Beatles

Статья опубликована в номере 69 журнала ClassicRock

01: превью

The Beatles – это как букварь. Не в том смысле, что букварь – самая простая книга, а в том, что без знания ее будет затруднительно прочесть и понять другие, возможно, более заумные и изысканные.

The Beatles совершили революцию в популярной музыке. Клише? Несомненно. В их музыке можно найти зёрна большинства из существующих сегодня стилей и направлений. Опять клише? Ещё какое! Практически все поп- и рок-музыканты, появившиеся после ливерпульской четверки, хоть чем-нибудь ей да обязаны. Да что это мы в самом деле? Можно ли вообще говорить о The Beatles нормальным, человеческим языком, оставляя в стороне все эти бесконечные восторженные «заложили основу», «стали первооткрывателями», «первыми додумались», «остались на недосягаемой высоте» и бла-бла-бла?…
Сегодня, по прошествии более чем 45 лет с момента выхода их первого сингла и зная все то, что вскоре за этим последовало, оставаться объективным и не прибегать к высокопарному слогу и в самом деле не так-то просто. Шутка ли: до сих пор (!) никто в мире не продал больше дисков, ни о ком из артистов не написано столько слов, ни одна другая история какого бы то ни было музыкального коллектива не окутана таким количеством мифов и легенд. The Beatles достигли… ну вот, видите, мы опять за старое. Довольно. Проблема The Beatles, а точнее отношения к ним людей иногда заключается в нежелании, а подчас и невозможности отбросить наносное и пафосное. Мало ведь кто сегодня воспринимает The Beatles просто как музыкальный ансамбль: история их оглушительного феномена настолько довлеет над ними самими (да и над нами тоже), что мы уже не можем слушать большинство битловских произведений без подспудного стремления персонифицировать эти песни с их создателями. А начиная мыслить в этом направлении, мы неизменно подпадаем под очаровательный ореол всего, что так или иначе связано с этой группой, и постепенно, но неизбежно уходим от сути – то есть от собственно музыки. Получается некий замкнутый круг, который не выразить иначе как «есть The Beatles, а есть все остальное».
Давайте же попытаемся избавиться от этого ни к чему не ведущего хода мыслей и взглянем на The Beatles не как на глобальный культурный феномен, а как на коллектив музыкантов. Безо всей этой отвлекающей шелухи. Давайте притворимся, что мы не знаем историю The Beatles – перед нами просто четверо британских музыкантов… Проблема только в одном: даже спокойно, без пиетета и предубеждения послушав эти пластинки, мы неизбежно начнем думать в том восторженном направлении, от которого так отчаянно попытаемся удрать. Такова магия The Beatles… И снова клише, не правда ли?
Дэн Баррел

НЕОБХОДИМЫЕ КЛАССИКА

Abbey Road
011: превьюParlophone
Ни одна группа не могла бы желать для себя более убедительного финального аккорда. Словно предчувствуя, что работают вместе в последний раз, Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр вкалывают с полной самоотдачей. Здесь нет озорства ранних записей, здесь уже даже нет иллюзии сопричастности творчества – здесь просто записан превосходный и практически безукоризненный музыкальный материал. Каждый из четверки в какой-то мере анонсирует свою сольную карьеру: по таким вещам, как Come Together, Maxwell’s Silver Hammer, Something и Octopus’s Garden становится примерно ясно, в каком направлении Джон, Пол, Джордж и Ринго соответственно будут двигаться в ближайшем будущем.


Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
03: превьюParlophone
Откровенно говоря, альбом этот не так уж и силён в сугубо песенном отношении, а композиции Within You Without You и When I’m Sixty-Four вообще относятся к числу самых дискуссионных (в плане их качества) из всего битловского наследия. Величие «Сержанта» в другом – более новаторского и революционного диска в истории популярной музыки не было ни до, ни после. В стотысячный раз перечислять новшества «Пеппера» ни к чему, можно лишь отметить, что если пластинок, предлагающих слушателям новый звук и открывающих новые границы, выходило потом предостаточно, то таких, чтобы в корне меняли представление людей о возможностях поп-музыки вообще, больше не было.


ПРЕВОСХОДНЫЕ АЛЬБОМЫ, СТАВШИЕ ЭТАЛОНОМ ЗВУЧАНИЯ

The Beatles (White Album)
02: превьюParlophone
Одноименный альбом The Beatles – их самое полистилистичное, самое разношерстное и самое насыщенное произведение. Здесь есть все: серф-рок Back In The USSR и блюз-рок Yer Blues, квазирэгги Ob-La-Di, Ob-La-Da и псевдокантри Rocky Raccoon, нежнейшая Julia и предметаллическая Helter Skelter, диксиленд Honey Pie и классическая баллада While My Guitar Gently Weeps… Здесь нарочитый примитивизм Why Don’t We Do It In The Road соседствует с развернутой и почти прог-роковой Happiness Is A Warm Gun, а бесхитростная I Will уживается с задумчивой Dear Prudence… Ничего удивительного нет в том, что «Белый альбом» - самый раскупаемый релиз 60-х.


Rubber Soul
04: превьюParlophone
Джон уже сел на своего «поэтического» конька, Пол пока еще не задрал нос и не ударился в концептуализм, Джордж полностью освоился как композитор, ни в чем не уступающий Леннону и Маккартни, а Ринго уже не был просто барабанщиком. Это в каком-то смысле самый совершенный альбом ливерпульской четверки и, наверное, последний, где слышно, как они творят с упоением, созидая как единый цельный организм. Дальше будет сложнее: участятся недомолвки, все больше будет песен, записанных музыкантами порознь, да и окончание концертной деятельности группы уже не за горами… Пока же это просто 14 замечательных песен. Как сказали бы носители английского языка – ultimate Beatles.


Revolver
05: превьюParlophone
Если еще недавно в музыке группы можно было уловить ее мерсибитовские корни, то на Revolver с ливерпульским прошлым, кажется, покончено навсегда. Крайне редко Beatles теперь будут сочинять «просто песенки», да и любовная тематика станет скорее исключением из правила. На альбоме 1966 года нам предлагается пройтись по диковинным эйсид- и рага-лабиринтам, позубоскалить на тему британской налоговой политики (Taxman) и посочувствовать старым одиноким людям (Eleanor Rigby). Места для традиционных «телячьих нежностей» практически не осталось, зато нашлось оно для оды «косяку» (Got To Get You Into My Life) и даже кивка в сторону драгдилеров (Dr. Robert).


A Hard Day’s Night
09: превьюParlophone
Семь из тринадцати песен с этого, записанного в самый разгар битломании, альбома прозвучали в одноименном фильме – пожалуй, лучшем, что сделали The Beatles в кинематографе. A Hard Day’s Night – первая пластинка группы, состоявшая исключительно из оригинального материала, хотя еще какое-то время наряду со своими песнями битлы будут записывать произведения корифеев рок-н-ролла. Это самый «ленноновский» альбом The Beatles – им написаны 9 песен, плюс заглавный трек Джон с Полом сочинили вместе. Маккартни, разумеется, тоже «не подкачал» - каждая из трех его песен хороша по-своему: нежная баллада And I Love Her, бодрый рок-н-ролльчик Can’t Buy Me Love и уверенный бит Things We Said Today.


ХОРОШИЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ВНИМАНИЯ

Help!
08: превьюParlophone
Альбом, семь вещей из которого опять же прозвучали в одноименном фильме (на сей раз цветном), во многом стал для группы не то что бы вехой, но в чем-то переломным и уникальным. Во-первых, никто, разумеется, не забывает, что именно здесь находится самая исполняемая песня в истории популярной музыки – Yesterday. Во-вторых, именно на этом диске (все в той же титульной композиции) в лирике The Beatles впервые серьезно обозначилась какая-либо иная тема, помимо любовной. Ну и, наконец, именно Help! стал последним оригинальным релизом The Beatles, содержащим кавер-версии – в дальнейшем пластинки группы будут содержать исключительно авторский материал.


Please Please Me
06: превьюParlophone
Возможно ли сегодня, в начале XXI века, создать за 12 часов музыкальный продукт, который и спустя полвека воспринимался бы так же свежо и непосредственно? Вопрос, учитывая сегодняшнюю скрупулезность музыкантов, подчас граничащую с занудностью, когда дело касается работы в студии, повисает в воздухе. Впрочем, кто упрекнет артиста в стремлении создать совершенное произведение искусства, особенно если он располагает для этого всеми необходимыми средствами? Никто, просто дебютная пластинка The Beatles убедительнейшим образом дает понять, что большие деньги и масса студийного времени – это еще не все, для того чтобы записать отличный альбом.


Let It Be
07: превьюParlophone
Погрязшие в финансовых дрязгах и взаимных обвинениях, битлы швырнули пленки с записями, над которыми работали в течение нескольких месяцев, на чердак. Оттуда их заботливо извлек Фил Спектор, который всегда мечтал поработать с The Beatles, и был рад представившейся возможности. Спектору, по словам Джона, «удалось сделать из кучи хлама запись, от которой его не тошнило бы», и едва ли Let It Be… Naked, который Пол Макартни выдал несколько лет назад, превосходит оригинальный вариант Фила. Американский кудесник звука сделал все что мог, а если прощание и получилось каким-то сумбурным и смазанным, то в этом битлы виноваты сами.


ИЗБЕГАЙТЕ

Beatles For Sale
010: превьюParlophone
Вообще-то такой вещи, как «плохой альбом The Beatles», в природе не существует. Однако если и можно говорить о наименее удачном, то четвертый лонгплей группы приходит на ум в первую очередь. Вернувшись измотанными со съемок фильма A Hard Day’s Night, музыканты не придумали ничего лучшего, чем наспех состряпать альбом, наполовину состоящий из кавер-версий и неприкрыто цинично названный. И если оригинальные треки Леннона/Маккартни хороши (хотя и не более того), то некоторые кавера выбраны и исполнены не особо удачно: без Mr. Moonlight, Kansas City/Hey Hey Hey Hey или Honey Don’t, думается, переживет любой, даже самый оголтелый битломан.


Обязательно послушать!

Please Please Me
Please Please Me

All My Loving
With The Beatles

I Want To Hold Your Hand
Past Masters. Volume One

If I Fell
A Hard Day’s Night

Anytime At All
A Hard Day’s Night

Ticket To Ride
Help!

Nowhere Man
Rubber Soul

I’m Looking Through You
Rubber Soul

Here, There And Everywhere
Revolver

And Your Bird Can Sing
Revolver

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

A Day In The Life
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Strawberry Fields Forever
Magical Mystery Tour

Lady Madonna
Past Masters. Volume Two

Happiness Is A Warm Gun
The Beatles

Helter Skelter
The Beatles

Hey Bulldog
Yellow Submarine

Something
Abbey Road

Because
Abbey Road

Across The Universe
Let It Be

02 декабря 2009
1 комментарий
Андрей Андрей
17 декабря 2009 01:47:06
Битлз - ВЕЛИЧАЙШИЕ.
Так было, есть и будет.
LET IT BE!
Спасибо им за ВСЁ....


Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии

Другие материалы:
  • ABSOLUTE BEGINNERS 50 громких дебютов золотой эпохи рока Большое количество исполнителей, со временем оттачивая свое мастерство, дорастает до создания подлинного шедевра. Но история знает и великих дебютантов, врывающихся в высшую лигу со своим первым творением. Итак, вот 50 альбомов, созданных новичками, про которые можно говорить только в уважительном тоне.