ABSOLUTE BEGINNERS 50 громких дебютов золотой эпохи рока

Статья опубликована в номере 74 журнала ClassicRock

Большое количество исполнителей, со временем оттачивая свое мастерство, дорастает до создания подлинного шедевра. Но история знает и великих дебютантов, врывающихся в высшую лигу со своим первым творением. Итак, вот 50 альбомов, созданных новичками, про которые можно говорить только в уважительном тоне.

Слова: Валерий Кучеренко


1. ELVIS PRESLEY

Elvis Presley (1955)
01Первый альбом популярной музыки, распроданный в количестве миллиона экземпляров. Любопытная деталь: хотя каждое переиздание на компакт-диске в обязатель­ном порядке включает в себя Heartbreak Hotel - трек, который за считанные недели вознес 21-летнего паренька из маленького городка Тьюпело к вершинам мировой славы, - в оригинальном релизе его нет. Тем не менее, в этом альбоме есть своя магия, и в большом количестве. Госпел-сонг белого мальчика в I'm Counting On You и будоражащий грохот в песне Рэя Чарльза I Got A Woman являются первым двойным ударом; ближе к концу находится исполненная чувства оди­ночества версия Blue Moon. Однако ключевой запи­сью является поистине ошеломляющая Trying To Get То You, которая автоматически помещает Элвиса в пантеон величайших певцов ХХ века.


2. THE CRICKETS

The «Chirping» Crickets (1957)
02Странно осознавать, что это эпохальное событие в истории рока длится чуть меньше получаса. Однако оно демонстрирует преимущество краткости - дюжина великих песен, большинство из которых знакомо каждому поп-музыковеду. Исполняемая The Crickets смесь кантри-рока, блюза, ритм-энд-блюза, а также ярко выраженная поп-чувствительность поместили их в авангард первой волны рок-н-ролла. Этот дебютный альбом (единственная долгоиграющая пластинка, выпущенная при жизни лидера группы Бадди Холли) включает их первые классические хиты Oh, Boy!, Not Fade Away, Maybe Baby и That’ll Be The Day, равно как и песни, созданные в соавторстве с Роем Орбисоном. Новаторство Холли в написании и исполнении своих вещей оказало громадное влияние на The Beatles и The Rolling Stones.


3. LITTLE RICHARD

Here's Little Richard (1957)
03Летом 1955 года рок-н-ролл доносился отовсю­ду в исполнении Фэтса Домино, Рэя Чарльза, Чака Берри и Бо Диддли, каждую неделю поочередно вы­дававших хит за хитом. Честолюбивый продюсер Арт Руп из компании Specially Records нашел своего «золотого тельца» - яркого (и откровенно бисексуального) пианиста и исполнителя джамп-блюза Ричарда Пеннимена. Несколько треков записанной Ричардом в маленькой студии на одну дорожку четвертьдюймовой ленты Ампекс навсегда обеспечили ему место в истории. «Безбашенная» - слишком слабый эпитет для бес­стыдной, практически безумной энергии, выплеснутой Ричардом и лучшими новоорлеанскими музыкантами. Заводная Tutti Frutti начала свое восхож­дение к вершинам хит-парадов в октябре 1956-го, за ней последовали Long Tall Sally, Slippin' and Slidin', Ready Teddy и Jenny Jenny. Можно без преувеличения сказать, что Here’s Little Richard - стволовые клетки современного рок-н-ролла.


4. THE BEATLES

Please, Please Me (1963)
04Дебютный альбом ливерпульской четверки попадает в данный список автоматически. И дело тут даже не в выдающихся художественных достоинствах песен. А в том, что появление этого артефакта дало толчок к созданию колоссального количества сначала подражателей, а в дальнейшем и оригинальных исполнителей, значительно раздвинувших границы музыки. Незамысловатые песенки Please Please Me, Do You Want To Know a Secret, Love Me Do, Twist And Shout и P.S. I Love You прочно завладели умами молодежи многих стран мира, породив массовую истерию под названием «битломания». После выхода этого альбома поп-индустрия навсегда стала другой.


5. THE ROLLING STONES

The Rolling Stones (1964)
05Сорок пять лет назад альбом The Rolling Stones стал таким же ключевым моментом в рок-истории, как знакомство Джона с По­лом или Nirvana, вытеснившая Майкла Джексона с первого места в чартах. На счету Джеггера, Ричарда (как он тогда именовался) и компании уже были хиты 1963 года с кавер-версиями Come On Чака Бери и I Wanna Be Your Man Леннона и Маккартни, и, поскольку концентрация на кавер-версиях не приносила никакого вреда Синатре и Элвису, The Rolling Stones создали надежный шаблон: берем блюзовую мелодию и делаем ее тяжелее и быстрее. И хотя нужно признать, что альбом The Rolling Stones содержит не столь хоро­ший материал, какой появится у группы в последую­щие годы и даже месяцы, его дерз­кая непристойность оказала сокрушительное воздействие на становление и развитие современной рок-музыки - и продолжает оказы­вать по сей день.


6. THE MONKEES

The Monkees (1964)
06Несмотря на то что с каждым последующим дис­ком качество музыкального материала этой американской группы неуклонно возрастало, альбом The Monkees навсегда оста­нется в истории поп-музыки как образец сочетания отменных мелодий и качественного их исполнения. На этом альбоме Микки Доленц с воодушевлени­ем выводил написанную опытными создателями хитов Томми Бойсом и Бобби Хартом искрометную Last Train To Clakrsville, ставшую № 1 в США. Дэйви Джонс блещет в балладе I Wanna Be Free, а Майкл Несмит исполняет собственные композиции с отсылками к кантри Papa Gene's Blues и Sweet Young Thing, написанную в соав­торстве с легендарным Джерри Гоффином из Carole King Team. Это помогло продержаться альбому в списке бестселлеров 13 недель, в результате чего было продано около 5 миллионов копий.


7. THE BYRDS

Mr. Tambourine Man (1965)
07Когда вокал лидера группы Джима (позднее Роджера) Макгуинна, регистром где-то между голосом Джона Леннона и Боба Дилана, объединился с красивой гармонией Джина Кларка и Дэвида Кросби, а также звуча­нием 12-струнного рикенбакера в сингле Mr. Tambourine Man, группа The Byrds стала первой американской группой, бросившей вызов творческому и коммерческому доминированию The Beatles. Эта кавер-версия песни Боба Дилана заняла первую строчку амери­канского хит-парада. Сам же альбом содержит еще три вещи Дилана, включая блистательную переработку All I Really Want lo Do. Резкое гитарное звучание The Byrds и их успокаивающие гармонии выдержали испытание време­нем, став источником вдохновения для бесчисленных групп современности. The Pretenders, The Smiths, The Stone Roses, R.E.M. и Primal Scream - вот лишь некоторые из них.


8. LOVIN’ SPOONFUL (1966)

Do You Believe in Magic
08Группа из богемного нью-йоркского района Гринвич Виллидж в какой-то момент своего существования перестала ограничивать себя рамками фолк-рока, который она с успехом исполняла в питейных заведениях поблизости. Вокалист и виртуоз губной гармошки Джон Себастиан, гитарист Зол Яновски, барабанщик Джо Батлер и басист Стив Бун подписали контракт с небольшой фирмой Kama Sutra и выдали на суд публики замечательный альбом, на котором показали, что умеют сочинять песни не хуже The Beatles. Первый их сингл Do You Believe In Magic поднялся до 9-го места в чарте Billboard, второй, Did You Ever Have To Make Up Your Mind?, пошел еще дальше – чуть было не возглавив национальный хит-парад, он остановился на второй строчке. К сожалению, The Lovin’ Spoonful не смогли справиться с бременем навалившейся популярности и вскоре ушли в тень. Но этот великий альбом навсегда останется в золотом фонде рок-музыки.


9. THE YARDBIRDS

The Yardbirds (1966)
09В августе 1966 года The Yardbirds наконец-то выпустили свою первую студийную долгоиграющую пластинку (выход альбома долго откладывался из-за изматывающего тура по Европе и США). К этому моменту Джефф Бек уже сменил в группе Эрика Клэптона. LP The Yardbirds смешивает эмоциональные блюзы, прообразы психоделии, гитарный фидбэк и песнопения грего­рианских монахов: эффект достигается потрясающий. Словно предвосхищая появление тяжелого блюз-рока Cream и Led Zeppelin, зажигательные композиции Lost Woman, The Naz Are Blue и Rack My Mind де­монстрируют способ, при помощи которого группа выстраивала яростные произведения на основе традиционных блюзовых риффов и аккордов. Хитовый сингл Over, Under Sideways, Down базируется на ба­совой мелодии из Rock Around The Clock, но при этом ухитряется звучать оригинально за счет добавления хаотичного гитарного звучания Бека и прерывистой структуры песни.


10. THE MAMAS & THE PAPAS

If You Can Believe Your Eyes And Ears (1966)
10Появление The Mamas And The Papas, зая­вивших о себе миллионным поп-синглом California Dreamin', стало одним из главных музы­кальных событий 1966 года. Вторым синглом-миллио­нером с их дебютного альбома стала написанная лидером группы Джоном Филлипсом песня Monday, Monday, поднявшаяся в чартах США до первого места (в Великобритании она достигла третьего). Джон Филлипс, Кэсс Эллиот, Денни Доэрти и Ми­шель Гиллиам образовали группу после того, как каждый из них поучаствовал в малозаметных фолк-проектах. Филлипс, с его чутьем к запросам слушателей, смог придать группе особое звучание и сделать ее столь популярной. Захватывающие дух переплетающиеся вокальные партии обоих подняли планку последующих хитов группы на такую головокружительную высоту, что их запала хватило ненадолго.


11. THE BEE GEES

1st (1967)
11Дебютный альбом австралийской группы Bee Gees знаменателен не только психоделической обложкой Клауса Вурмана, ответственного, как известно, помимо всего прочего, и за оформление конверта битловского Revolver. Определенная критиками, как очередная работа в стиле психоделического рока, пластинка братьев Гиббов явно выбивается за рамки этого определения. Именно на ней впервые сделана заявка на получение ими статуса одних из лучших композиторов всех времен. Четырнадцать композиций, сочиненных Барри и Робином при участии младшего брата Морриса по прошествии сорока с лишним лет воспринимаются не менее позитивно, чем на момент их выхода. Достигший 7-го места в журнале Billboard альбом имел хиты на все времена: Holiday, New York Mining Disaster 1941 и To Love Somebody. .

12. THE DOORS

The Doors (1967)
12Несмотря на то что в музыкальном плане у The Doors много общего с The Rolling Stones, Animals или Yardbirds, их записанный на калифорнийской студии Sunset Sound Recorders дебютный альбом возвестил о появлении удивительной, непохожей ни на что группы. Стильная партия клавишных Рэя Манзарека и плавные мелодические линии гитары Робби Кригера превратили Backdoor Man Вилли Диксона и другие похожие на нее блюзовые композиции груп­пы в зловещий и одновременно чарующий рок с ярко выраженны­ми литературными изысками. Гедонистическая, беско­нечно перепеваемая Light My Fire три недели зани­мала первое место в Лето Любви 1967 года. А в Break On Through (To The Other Side), где настойчивый голос Джима Моррисона подавляет ведущие партии гитары и клавишных, физически осязаемы движущие силы главной декады рока.


13. PINK FLOYD

The Piper At The Gates Of Down (1967)
13В качестве группы при клубе UFO в середине 1960-х годов Pink Floyd стали зачинателями психоделичес­кой музыкальной революции в Лондоне, соперничая с тем, что делали The Grateful Dead в Сан-Франциско. Несмотря на обманчивое название, украденное у блюзменов Пинка Андерсона и Флойда Каунсила, Pink Floyd были не группой сунувшихся в черную музыку оборванцев, а коллективом стильно одетых студентов, изучавших искусство и архитектуру и занятых поиска­ми собственного саунда. Альбом The Piper At The Gates Of Dawn достиг по­ставленной цели с впечатляющими результатами. Успех альбома служил свидетельством того, на­сколько хорошо группа сбалансировала звуковое ис­следование своих выступлений с песенным ма­стерством, доказывая это ранними хитами Arnold Layne и See Emily Play. Никто не писал лучших психоделических синглов, чем Сид Барретт, и никакая другая группа не сумела идеально передать сущность психоделической музыки 60-х.


14. JIMI HENDRIX EXPERIENCE

Are You Experienced? (1967)
14Практически сверхъестественная одаренность Джейм­са Маршалла Хендрикса и уме­лое использование эффектов остаются непревзойден­ными и по сей день; его игра - глобальный прогресс в использовании этого инструмента в то время, когда музыканты уровня Эрика Клэптона находились в рас­цвете творческих сил. Исполняемая им смесь психо­делии, блюза и фанка, великие песни, статус лучшего чернокожего музыканта в мире белого рока, щегольство «под кайфом» - все это поразило рок-аристократию 60-х. Manic Depression погружает слушателя в пучину отчаяния, равно как и I Don't Live Today, предрекая стреми­тельный, подобно комете, полет вдохновения Хендрикса. Длительная композиция Third Stone From The Sun демонстрирует искаженный вокал и психоделические рассуждения. Титульный трек за­дает по сути ключевой вопрос культуры хиппи на фоне реверсированных барабанов и резких, слов­но удар хлыста, звуков гитары. Red House демонст­рирует способность Джими играть потрясающий блюз, а также его всестороннее понимание формы. Этот альбом – Библия для каждого уважающего себя гитариста.


15. BLOOD SWEAT AND TEARS

Child Is Father To The Son (1968)
15Во время выхода этого ошеломляющего дебюта нью-йоркской группы слушающий мир решительно не знал, как его адекватно воспринять. Только основной состав группы насчитывал восемь человек, но этим дело не ограничилось. Десять скрипачей, два виолончелиста и два соул-вокалиста доукомплектовали группу для окончательной шлифовки этого шедевра. Виртуозно исполненная музыка была невиданной ранее смесью психоделического рока, ритм-энд-блюза, джаза, фанка и классики. Эл Купер, Рэнди Брекер, Бобби Коломби и другие члены коллектива навсегда обеспечили себе место в пантеоне величайших музыкантов всех времен.


16. THE BAND

Music From Big Pink (1968)
16В 1968 году The Band - музыканты, аккомпаниро­вавшие Бобу Дилану, - были готовы творить музы­кальную историю без своего звездного наставника. И, спустя сорок лет после выхода, их дебютный альбом все еще звучит бодряще свежо. Созданный четырьмя канадцами и парнем из Ар­канзаса, альбом Music From Big Pink - это долгоиграющий об­разец стиля «американа», эпохального события, как будто вобравшего в себя столетие американской культуры. Работая с продюсером и сайдменом Джоном Саймоном, квинтет глубоко «вспахал» амери­канскую почву в поисках звучания и использовал при этом орган, скрипки и мандолины вместо перенасыщенных эффектами электрогитар. Дилан здесь также на переднем плане с созданным в сотрудничестве с пианис­том Ричардом Мануэлем щемящим первым треком Tears Of Rage и написанным вместе с бас-гитарис­том Ричардом Данко мстительным This Wheel's On Fire. Гений гитариста Робби Робертсона уже совершенно очевиден в Caledonia Mission и особенно в The Weight, кото­рый Питер Фонда столь эффектно использовал в сво­ем популярном фильме Easy Rider. Признанный классикой еще до рекордных продаж, альбом Music From Big Pink заставил Эрика Клэптона распустить супергруппу Cream и заняться поиском нового звучания.


17. CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL

Creedence Clearwater Revival (1968)
17Данный альбом показывает нам чудесное превращение кабацкой кантри-группы Golliwogs в одну из самых влиятельных рок-команд конца 60-х – начала 70-х годов Creedence Clearwater Revival. И пусть написанные Джоном Фогерти для новоиспеченной группы композиции пока еще весьма неказисты, музыканты уже показывают большой потенциал – кавер-версия Скримин Джей Хоукинса I Put A Spell On You звучит невероятно эмоционально, а восьмиминутная Susie Q совершенно не уступает по кинематографичности и психоделическому запалу тем же The Doors. Альбом встал на 52-е место в списке Billboard, и это было неплохим заделом на будущее. Группа не упустила завоеванных позиций, и уже следующий альбом, Bayou Country, сделал их национальными героями.


18. BLUE CHEER

Vincebus Eruptum (1968)
18Именно отсюда начинается действительно тяжелая музыка. Это невероятно сильное трио из Сан-Франци­ско, названное по наркотику (разновидности ЛСД, который, в свою очередь, заимствовал назва­ние у стирального порошка), внесло свой вклад в шум­ный рок-н-ролл дебютным альбомом, проложив доро­гу для всех последующих групп от The Stooges до Led Zeppelin, от хэви-метал до экспериментального рока. На протяжении 1960-х годов шла первая волна бесчисленных гаражных бэндов, но ни один из них не мог похвастаться сотрясающим стены концертных залов саундом или ошеломляющей, усиленной фидбэком энергией группы Blue Cheer. He зря их награ­дили эпитетом «громче небесного гласа».


19. LED ZEPPELIN

Led Zeppelin (1969)
19Альбом Led Zeppelin остается одним из самых громких и важных дебютов в популярной му­зыке. Ни одна из многочисленных групп конца 1960-х, трудившихся на ниве блюза и мутировав­ших в апологетов классического рока, не соз­дала столь выдающихся, оригинальных и выдержавших испытание временем композиций. Новой классикой стали и You Shook Me, и Dazed And Confused, и Black Mountain Side, и Baby I’m Gonna Leave You. Запись альбома длилась 30 часов и стоила 1782 фунта, а к 1975 году диск принес своим создателям 3 500 000 фунтов чистой прибыли. По структуре все песни Led Zeppelin являются блюзами, однако исполнение меняет их до неузна­ваемости: истинная сила и драйв альбома состоят в его бешенной энергетике и бульдозерном напоре. Led Zeppelin поднялся до шестой строчки в ан­глийском хит-параде, где провел 79 недель. В США он не занимал места выше десятого, но находился в чарте на протяжении 50 недель.


20. CROSBY, STILLS & NASH

Crosby, Stills & Nash (1969)
20Участники этой группы стали, пожалуй, одними из самых противо­речивых рок-дебютантов 1960-х. Во-первых, Дэ­вид Кросби, Стивен Стиллз и Грэм Нэш были пер­выми, кто демонстративно покинул свои коллекти­вы (The Byrds, Buffalo Springfield и The Hollies соответственно), по­казывая тем самым, что рок-музыканты свободны в своем выборе и могут легко создавать недолговеч­ные объединения, которые потом будут называть «супергруппами». Во-вторых, Crosby, Stills & Nash стали одними из немногих американских коллек­тивов 1969 года, способных соперничать по попу­лярности с The Beatles. Красивейшая песня Нэша о путе­шествии Marrakech Express и посвященная Джуди Коллинз Suite: Judy Blues Eyes Стиллза вошли в Top 30, но не поклонники движения хиппи стали основной аудиторией трио. Спокойные и мощные акустические песни группы пришлись по душе пресытившейся тяжелым роком и уставшей от сумбурных политических прокламаций аудитории. В 1969 году их альбом разошелся в количестве 2 миллионов копий, а группа получила премию Grammy в номинации «Лучший дебют года».


21. SANTANA

Santana (1969)
21Карлос Сантана и его группа дебютировали практически од­новременно с гораздо более значимыми представителями второй волны эйсид-рока из Сан-Франциско. Тем не менее, Santana, поддержанный живыми зажигательны­ми концертами группы, в частности, выступлением на фестивале в Вудстоке, стал бестселле­ром и провел 108 недель в списке лучших альбо­мов журнала Billboard. Группа разделила многие пристрастия своих братьев по цеху, в частности, любовь к джем-сейшнам и демонстрации виртуозного владения инструментами. В то же время Сантана придерживался четких правил музыки латино с ее расширенной ритм-секцией (в записи альбома принимало участие не менее четырех перкуссионистов), что наиболее ярко проявилось в Evil Ways, первом, вошедшем в десятку лучших, сингле группы. Почти так же впе­чатляет оригинальный трек в стиле конга Persuasion и Jingo с нигерийскими бараба­нами Олатунджи. Заключительный трек Soul Sacrifice - это весьма длинная, но совсем не нуд­ная импровизация.


22. THE CHICAGO TRANSIT AUTHORITY

The Chicago Transit Authority (1969)
22Двумя наиболее значимыми событиями в мире музыки второй половины 1960-х было появ­ление тяжелого рока и групп с полной секцией духовых инструментов. Первый наглядно продемон­стрировал свою состоятельность, вторые просуще­ствовали недолго. Счастливым исключением из этого правила стала данная группа, сократившая название со следующего альбома до Chicago. Любовь к The Chicago Transit Authority объединила аудитории ра­диостанций диапазонов AM (в Top 10 вошли песни Does Anybody Really Know What Time Is It? и Beginnings) и FM (кавер-версия Spencer Davis Group I'm A Man). Умело сочетая партии трубы, тромбона, гитары, ударных и клавишных инструментов, Chicago добились совершенно особого, яркого звучания. Помимо необычной аранжировки, силь­ной стороной группы были четко выстроенные ме­лодии, хрипловатый голос вокалиста и умелое ис­пользование гармоний. Благодаря этому The Chicago Transit Authority провел целых три года в списке Billboard Top 200.


23. BLACK SABBATH

Black Sabbath (1970)
23Дебютный альбом группы Black Sabbath ценен истории больше за его огромное влияние, чем за выдающиеся музыкальные достоинства. С первой же одноименной песни, зачастую называемой втройне дьявольским гимном (песня Black Sabbath на альбоме Black Sabbath в испол­нении группы Black Sabbath), мы видим рождение нового направления - хэви-метал. Мрачнейшая иллюстрация на конверте пластинки и грязный продакшн, соча­щийся из примитивных, бьющих наповал песен, по сей день являются олицетворением рок-н-рольной злобы. На деле же, как неоднократно объясняли Осборн, Айомми, Батлер и Уорд, альбом звучит мрачно по той причине, что они записали его за два дня с крошечным бюджетом, к тому же практически живьем. Гита­рист Тони Айомми после того, как его ловкие пальцы были обезображены вследствие производственной травмы, настроил свою гитару на полтона ниже, тем самым еще более усилив и без того ак­центированное тяжелое звучание. Устрашающие тексты песен касаются тем смерти и тьмы и делают варе­во еще более убийственным. Проникнитесь угрюмой атмосферой и мрачной интроспекцией - они гораздо убедительнее того, что делают сотни современных последователей.


24. CHRISTIE

Christie (1970)
24Глупо было бы проигнорировать английскую группу, ведомую Джеффом Кристи и давшим слушающему миру в самом начале 70-х хит на все времена Yellow River, песню, возглавившую хит-парады 28 стран. Стоявшая первой на этом замечательном альбоме, она дает отличный настрой на позитивное прослушивание и других, более чем интересных композиций, среди которых еще один крупный хит группы – San Bernadino. Жалко, конечно, что остальные песни альбома «потерялись» на фоне главного хита и не получили причитающейся им популярности. Но песня Yellow River с лихвой это компенсировала – количество коллективов по всему миру, исполнявших эту вещь, не поддается подсчету.


25. EMERSON LAKE & PALMER

Emerson Lake & Palmer (1970)
25Когда это было видано, чтобы рок-пластинка, содержащая непростые обработки классических произведений (The Barbarian Белы Бартока и Knife-Edge Иоганна Себастьяна Баха) попала в Top-20 журнала Billboard? Невероятно, но факт – восемнадцатое место в главных американских списках, и сорок восьмая позиция у сингла Lucky Man. Клавишник Кит Эмерсон, басист Грег Лейк и барабанщик Карл Палмер были полны не только самовлюбленности в собственную виртуозность - они с самого начала были уверены в том, что нагруженные их блистательными инструменталами композиции совершат настоящую революцию. Так оно и произошло: мир получил одну из интереснейших команд, которая заявила о приходе нового направления, которое в 70-е расцветет пышным цветом – прогрессив-рока.


26. GEORGE HARRISON

All Things Must Pass (1970)
26Ко времени распада группы The Beatles у Джорджа Харрисона накопилось столько не­изданного материала, что его хватило на четыре стороны двух дисков и третий диск-бонус. Появив­шийся в результате альбом All Thins Must Pass свидетельствует о том, что Харрисон невероятно вырос в музыкальном отношении. В него во­шла My Sweet Lord, ставшая первым сольным синглом № 1 в США и в Великобритании, выпущенным кем-либо из экс-битлов. Спустя 31 год, после смерти певца в 2001-м, этот сингл с этой вещью вновь занял 1-е место. В записи эпохального альбома приняли участие друзья музыканта, в том числе Эрик Клэптон, Ринго Старр и Билли Престон. В январе 1971-го альбом сместил диск Led Zeppelin III с верхней строчки чартов США и провел там семь недель.


27. THE EAGLES

The Eagles (1972)
27Хотя никто из первоначального состава Eagles не был родом из Калифорнии, группа стала символом кантри-рока Западного побережья, который в 1970-х пользовался огромной популярностью. The Eagles очень хотели работать с Глином Джон­сом, английским инженером и продюсером, который занимался The Who, The Rolling Stones, The Small Faces, Led Zeppelin и The Steve Miller Band. Группа записала свой дебютный альбом в Olympic Studios в Лондоне - именно там любил творить Джонс. Композиции Take It Easy, Witchy Woman и Peaceful Easy Feeling были синглами американского Top 30, и вскоре альбом был признан золотым. Частично своим успехом квартет обязан велико­лепным вокальным партиям; с учетом высокого исполнительского мастерства и качественной песенной основы (оригинальный материал предоставляли все участники группы; в ведущих вокальных партиях также была ротация), не удивительно, что группа вскоре привлекла боль­шое внимание публики и в течение пяти лет оставалась одним из ярчайших мировых событий.


28. ROXY MUSIC

Roxy Music (1972)
28Записанный за 19 дней, дебютный альбом Roxy Music остается одним из самых волнующих и нова­торских дебютов всех времен. Покинув ритм-энд-блюзовую группу Gasboard из Ньюкасла, вокалист Брайан Ферри и бас-гитарист Грэм Симпсон пере­брались в Лондон, где создали Roxy Music, пригла­сив гитариста Фила Манзанеру, саксофониста Энди Макая, барабанщика Пола Томпсона и синтезаторного гения Брайана Ино. Новаторский лязг рока пятиде­сятых в исполнении Roxy, лающий саксофон и супер­современная электроника стали результатом увлече­ния Ферри поп-артом. Уровень продаж был устойчивым благодаря сложившейся ре­путации группы: Roxy Music взял приступом Top 10 Великобритании после успеха дебютного сингла Virginia Plain, не вошедшего в альбом. Сама же пластинка привлекла внимание прежде всего непохожестью на какой-либо музпродукт того времени, поражая слушателей смесью футуризма и примитива, «нестройным» саундом и «инопланетным» вокалом.


29. STEELY DAN

Can’t Buy A Thrill (1972)
29В 1972 году никто еще точно не знал, что делать с группой Steely Dan и их дебютным альбомом Can't Buy A Thrill, даже ее основа­тели Дональд Фэйген и Уолтер Бекер. Однако те, кто счел их всего лишь еще одной утонченной рок-груп­пой Западного побережья, глубоко ошибались. Хотя этот альбом был всего лишь первым шагом на пути к музыкальному открытию, группа Steely Dan уже многим отличалась от остальных. Вокальные гармонии этого альбома напоми­нают группу Crosby, Stills, Nash And Young, но аранжи­ровки отличаются новым уровнем сложности. До это­го Майлз Дэвис пытался смешивать рок и джаз, но когда в композиции Do It Again после изящного ла­тиноамериканского джазового интро появляется го­лос Фэйгена, осознаешь, что эти ребята действитель­но что-то из себя представляют. Когда слышишь соло Денни Диаса на электрическом ситаре, понимаешь, чем они сумели привлечь к себе внимание. Журнал Billboard проявил тогда себя как мастер преуменьше­ний, когда написал, что этот альбом обладает «хоро­шими хитовыми возможностями для группы, которая продержится какое-то время на плаву».


30. LYNYRD SKYNYRD

Pronounced Len-Nerd Skin-Nerd (1973)
30Группа Lynyrd Skynyrd в 1973 году всплыла из болот Флориды, как символ музыки нового Американского юга, культуры одновременно и кающейся, и бросающей вызов своему потускневшему наследию. К тому вре­мени, как группа записала свой дебютный альбом, Skynyrd уже выковали свое оригинальное звучание в барах и кабаках южных штатов, собрав по доро­ге жесткий гитарный кулак в дополнение к четкой ритм-секции и замечательно сентиментальному голо­су Ронни Ван Занта. Но самым важным для выдавае­мой ими продукции, как и для множества групп, для которых этот альбом станет ориентиром, была их противоречивая двойственность. Они вы­глядели, как свирепые конфедераты, но их музыка привлекала чернокожих иммигрантов. Там, где их соперники Allman Brothers бросались в джаз и лениво-хипповую импровизацию, Skynyrd предлагали соизмеримую виртуозность с большим укоренением в блюз. Pronounced... стал первым по-настоящему весомым заявлением «южного» рока.


31. NEW YORK DOLLS

New York Dolls (1973)
31Осмеянная прессой как всего лишь накачанная нар­котиками пародия на группу The Rolling Stones, New York Dolls в действительности являлась креп­кой и хорошо сыгранной группой, которой нравился ритм-энд-блюз 1950-х годов и девчачьи группы 1960-х. В Нью-Йорке они выступали в театре под на­званием Mercer Arts Center, где имитировали анту­раж студии Энди Уорхола Arts Factory. Реалистичные зарисовки группой New York Dolls повседневного декаданса Манхэттена и хроники отчаяния андеграунда демон­стрировали то, что музыканты были готовы принять эс­тафету у группы The Velvet Underground. Первопроходцы нью-йоркской протопанковой сцены начала 1970-х, New York Dolls к 1975 году находились на полпути к скандальному рас­паду, частично обусловленному их саморазрушитель­ными тенденциями. Достижения группы не прошли незамеченными в Лондоне, в том же году Малкольм Макларен (который спустя рукава исполнял обязанности менеджера на закате их карьеры) украл концепцию и создал новую группу – The Sex Pistols.


32. THE ALAN PARSONS PROJECT

Tales Of Mystery And Imagination Edgar Alan Poe (1974)
32Недооцененный альбом группы, созданной звукооператором Аланом Парсонсом и композитором-мультиинструменталистом Эриком Вулфсоном, является без преувеличения настоящим шедевром, эталоном композиторского, исполнительского и аранжировочного мастерства. А также претендует на звание лучшего альбома декады в отношении качества записи, которое и в настоящее время является показателем технического совершенства. Набравшись опыта на записи альбомов различных исполнителей, в частности на The Dark Side Of The Moon группы Pink Floyd, Парсонс создал фантастическое звуковое полотно, насыщенное «вкуснейшими» и правильно звучащими партиями как электрических, так и акустических инструментов, сочными вокальными линиями, как сольными, так и хоровыми. А судя по грандиозно звучащей композиции Prelude, ему удалось адекватно записать и симфонический оркестр. Альбом Парсонса – это веха в истории звукозаписи, технологический прорыв и мост в следующее столетие, звукооператоры которого именно по Tales… учатся своему ремеслу.


33. BAD COMPANY

Bad Co. (1974)
33Созданная на обломках крепких британских групп — Free и Mott The Hoople — Bad Company была замечена менеджером Led Zeppelin Питером Гpaнтом, который подписал их на своей новоиспеченной фирме Swan Song. Группа воспользовалась двухнедельным перерывом в студийном расписании Led Zeppelin, чтобы записать свой альбом, а в его поддерж­ку устроила летом 1974 года дебютный кон­церт в Великобритании, в мэрии Ньюкасла. Благодаря вовремя выпущенному альбому и успешным концертным выступлениям, Bad Company немедленно завоевала популярность по обе стороны Атлантики. В альбом вошли рок-н-ролльные песни с почти предсказуемой лирикой о том, как трудно добить­ся любви, и о необходимости «двигаться» и «шеве­литься». Открывающий альбом трек Can't Get Enough -это классическая любовная песня в стиле рок, как и песня Bad Company. Здесь можно найти и легкие баллады, например, Don't Let Me Down — песню с бэк-вокалом в духе госпел и акустические откровения типа Seagull. Альбом Bad Co. достиг вер­шины Top 100 США, провел в американ­ских чартах 64 недели и добрался до 3-го места в Великобритании. И, по мнению многих, предвосхитил появление групп вроде Bon Jovi.


34. RAINBOW

Richie Blackmore’s Rainbow (1975) 34Уже с первого трека альбома нового детища покинувшего Deep Purple гитарного гения Ричи Блэкмора понимаешь, что это – нечто грандиозное. Открывающий композицию Man On The Silver Mountain гитарный рифф сбивает наповал, как и могучий голос «маленького садового гнома» Ронни Джеймса Дио. К следующему альбому команда Блэкмора будет укомплектована инструменталистами более высокого класса, но и этот диск (дошедший в Британии до 11 места) совсем не назовешь проходным. Баллады Catch The Rainbow и The Temple Of The King многие считают лучшими в творчестве Блэкмора, а риффовая Sixteen Century Greensleeves и инструментальная переработка хита Yardbirds Still A’m Sad прочно вошли в репертуар многих современных хард-роковых коллективов.


35. PATTY SMITH

Horses (1975)
35В сотрудничестве с продюсером Джоном Кейлом Патти Смит создала произведение столь чарующе незащи­щенное и болезненно личное, что его сила нисколько не иссякла за прошедшие тридцать лет. Альбом был абсолютно реалистическим произведением искус­ства, начиная с изумительно честного портрета Смит на обложке, сделанного Робертом Мэпплторпом. Главным составляющим оригинальности певицы была исключительная подача песен, предс­тавляющая собой комбинацию декламации в стиле Уильяма Бэрроуза и рычания Лу Рида, что позволило альбому встретить одобрение у критиков, правда, он имел скромный коммерческий успех, добравшись лишь до 47-го места в чартах Billboard. Более значимо то, что он провозгласил Смит лучшим панковским поэ­том рока: пластинка переписала правила для женских поп-звезд и обеспечила новые ориентиры для всех, от Крисси Хайнд и Джонетт Наполитано до Кортни Лав и Лиз Фейр. Однако эффект альбома Патти Смит не был ограничен по половому признаку. Вокалистка объединила мощь зарождающего нью-йоркского панковского течения с авантюрными пове­ствованиями поэтов-битников Сан-Франциско с целью создания подлинно уникального саунда, кото­рый оказал влияние на такие группы, как Talking Heads и R.E.M.


36. TED NUGENT

Ted Nugent (1975)
36Распустив группу Amboy Dukes, гитарист Тед Ньюджент по прозвищу “Motor City Madman” незамедлительно выдал мощнейший дебютный соло-альбом, по разрушительной энергии вполне сравнимый с атомным взрывом. Заставив звучать гитару Gibson Byrdland невероятно грязно, грубо и неотесанно, он выдал порцию отвязных боевиков, подобных Stormtroopin', Hey Baby, Just What The Doctor Ordered, Motor City Madhouse и Snakeskin Cowboys, ставших непревзойденной классикой хэви-метал. Уже с первых аккордов более чем восьмиминутного открывающего альбом трека Stranglehold, слушатель подвергается массированной атаке, немало достается и гитаре, которая, кажется, вот-вот загорится. К сожалению, последующие альбомы Теда стали терять первобытную энергию, но та энергетика, которая заложена в данном продукте, к счастью, не ушла из его концертных выступлений.


37. BLONDIE

Blondie (1976)
37Первый шаг заурядной панк-группы из Нью-Йорка к статусу мировой звезды. Завсегдатаям культового клуба KBGB удалось, в отличие многочисленных команд, с кем они делили сцену, подписать контракт на выпуск дебютного альбома с маленькой фирмочкой Private Stock Records, и их первый же сингл, несмотря на его яркость и очевидную хитовость, бойкотировали многие радиостанции. Тогда его название было заменено с Sex Offender, на X-Offdender, и дела группы резко пошли в гору. Blondie привнесли в панк элементы гламурности и чувственности, чем, безусловно, обязаны своей харизматичной вокалистке Дебби Харри, ставшей впоследствии мечтой всех подростков. Необузданность гитарного рока в сочетании с сексуальностью диско стали обязательными ингредиентами изобретенного группой радиоформатного рока, вскоре пышным цветом расцветшего усилиями многочисленных подражателей. Только вот превзойти оригинал так никому и не удалось.


38. RAMONES

Ramones (1976)
38Альбом Ramones, записанный за два дня и всего лишь за $6000, вернул рок к его основам и предста­вил миру первое панковское произведение. Здесь нет ги­тарных соло и длительных импровизационных эпи­ческих произведений - это революционное заявление во время хард-роковых злоупотреблений, вдохнов­ленных группой Led Zeppelin, продвигаемое ярост­ной четырехструнной гитарой Джонни Рамона и бью­щими как прибой барабанами Томми. Альбом Ramones был тепло принят узким кругом музыкальных журналистов, но провалился в продажах, не войдя даже в сотню лучших американских альбомов. Но те люди, которые купили его, восприняли возбужденный, мелодичный минимализм как призыв к действию. Такие группы, как Sex Pistols, The Clash и Buzzcocks использовали трехаккордный прообраз группы Ramones для выражения своего разоча­рования выдохшейся, потворствующей своим прихо­тям, рок-музыкой.


39. BOSTON

Boston (1977)
39LP Boston является одним из тех немногих альбомов «корпоративного рока», в котором содержится нечто большее, нежели обычная бесцветная музыка. Альбом был детищем Тома Шольца, сделавше­го многочисленные пробные записи в собственной студии, оборудованной в подвале его дома. Начальный трек More Than A Feeling немед­ленно обрел успех на радио в США и Великоб­ритании, заняв в чартах 5-е и 2-е места соответственно. Дебютный альбом группы Boston завоевал сердца миллионов слушателей удачным сочетанием отменных ме­лодий, берущих за живое гармоний и интеллигент­ных аранжировок. Символами группы Boston становятся сопрано Брэда Делпа и фантастическая игра на гитаре Тома Шольца, и в этом альбоме их таланты проявились особенно ярко.

40. FOREIGNER

Foreigner (1977)
40Foreigner - англо-американский состав, созданный, в основном, по задумке Мика Джонса, бывшего члена группы Spooky Tooth. Он стал одним из самых крупных явлений в рок-му­зыке конца 1970-х - начале 1980-х годов и самым за­метным детищем фирмы грамзаписи Atlantic Records после Led Zeppelin. Первый альбом был высоко оценен за высокое качество записи и блестящую игру на гитаре Мика Джонса, сопровождаемую высоким голосом певца Лу Грэмма; большую роль в его успехе играет потрясающий мелодизм и верность идеалам рок-н-ролла. Песни Feels Like The First Time и Cold As Ice заняли соответственно 4-е и 6-е места в чартах синглов США, а сам альбом поднялся до 4-й строчки американского хит-парада. В общей сложности в чартах он провел 113 недель. Правда, в Великобритании, находившейся тогда под властью панка, выпущенный в свет летом 1978 года альбом достиг более скромного 24-го места.


41. MEAT LOAF

Bat Out Of Hell (1977)
41Мощный, бескомпромиссный голос Мита Лоуфа и по-вагнеровски эпический рок Джима Стейнмана сотворили настоящую бурю. Bat Out Of Hell стал со временем самым продаваемым дебютным альбо­мом всех времен. Диск трудно отнести к какому-то конкретному жанру: местами он достигает высот настоящей оперы, как, например, в длящемся без малого 10 минут титульном треке и Paradise By The Dashboard Light.
На претворение в жизнь этого проекта ушло почти четыре года от появления задумки до выхода альбома в свет, ибо за это время его отвергли несколько дирек­торов фирм звукозаписи. Вышедшему в свет 21 октября 1977 года альбому Bat Out Of Hell потребовалось еще шесть меся­цев, чтобы пробиться в Top 40 Журнала Billboard. Наивысшее занятое им место - 14-е, а всего в чартах он провел 82 недели. Композиция Two Out Of Three Ain't Bad разошлась в виде сингла миллионными тиража­ми. В Великобритании альбом провел в чартах 471 неделю.


42. PETER GABRIEL

Peter Gabriel (1977)
42Через два года после ухода из Genesis Питер Гэбриэл начал сольную карьеру. Освободившись от давления и стесненнос­ти, которые ограничивали его творческое развитие, он выпустил на волю лавину сдерживаемых идей и ярких аранжировок. В странные, но неотразимые песни Гэбриэла врубаешься далеко не сразу. Глубокие «джангл»-ударные и мелодич­ные синтезаторы в Moribund The Burgermeister - только первые ингредиенты на песенном «шведском столе» театральности прог-рока. Гэбриэл поет в разнообразных вокальных стилях, включая грохочущее рычание зловещего Бургомист­ра. А Solsbury Hill - первый хит Гэбри­эла – четок и лаконичен, в отличие от песен Genesis. Этот альбом был только началом ус­пеха Гэбриэла в качестве сольного исполнителя - и все уже указывало на то, что вели­кие свершения не за горами.


43. ELVIS COSTELLO

My Arm Is True (1977)
43Дебютник Деклана Макмануса (настоящее имя музыканта) был записан за шесть раз по четыре часа в лондонской восьмитрековой демо-студии, которую сейчас Костелло сравнивает с телефонной будкой. Это многое говорит о стандарте написания песен, и с данной точки зрения сей дебют можно считать классикой. Преобладающей эмоцией My Aim Is True был не­достаток удовлетворения, открыто выраженный композициями Blame It On Cain и Mystery Dance, в то время как No Dancing являлась песней, при­равнявшей танец к сексу. На песни Костелло кавер-версии делаются нечасто, и этот аль­бом, занявший 14 место в Великобритании и по сей день сохраняющий свою причудливость, объясняет, почему. Он, являясь стремительной комбинацией панка и качественного песенного искусства, остается уникальным даже по стандартам самого его создателя.


44. THE SEX PISTOLS

Never Mind The Bollocks Here’s The Sex Pistols (1977)
44В десятилетие общественных волнений серый фасад Великобритании 1970-х годов обваливался под тяже­стью безработицы и апатии. Вся страна, ка­залось, находилась в состоянии замороженной ин­дейки, оптимизм 1960-х стал далекой памятью. И вдруг страну потряс «удар по шарам» в виде дебютной пластинки панк-группы The Sex Pistols. Здесь присутствует дикость композиции Bodies, тема которой основана на абортах, и простой, но раз­рушительно эффективный рифф Стива Джонса в Pretty Vacant, дававший надежду никчемным гитаристам выйти в люди. Anarchy In The UK, конечно же, является наиболее знаменитым объединяющим криком альбома, но God Save The Queen ни в чем ему не уступает. Джонни Роттен превраща­ет каждую ноту в острую стрелу, направленную в сторону королевской власти. Годы страданий молодежи нации были увековечены в виниле именно там и тогда.


45. VAN HALEN

Van Halen (1978)
45Основанный гитаристом Эдди Ван Халеном и его братом, ударником Алексом, ансамбль Van Halen играл музыку стадионную по масшта­бу, но клубную по содержанию. Именно искреннее, вибрирующее звучание этого дебютного альбома стало ключевым элементом его успеха. Для первой пластинки успех был просто колоссальным — в февра­ле 1978 года диск занял 19-е место в США и 34-е в Ве­ликобритании.
Альбом продемонстрировал новую сольную технику — тэппинг, при которой обеими руками играют на гитар­ном грифе. На концертах, предшествующих выхо­ду альбома, Эдди Ван Хален исполнял свои сольные номера, стоя спиной к аудитории, чтобы скрыть свою технику. Но техника без песен ничего не стоит; такие треки, как Runnin' With The Devil, гитарная го­рячка Eruption и кавер-версия песни группы The Kinks You Really Got Me демонстрируют не только виртуозную игру Эдди на гитаре, но и неслабый вокальный диапазон Ли Рота.


46. THE CARS

The Cars (1978)
46Группа The Cars записала свой первый альбом всего за 12 дней, но их творение открыло аме­риканское радио для новой волны. В отличие от The Sex Pistols, которые хотели ос­тавить такой же след в музыкальном мире США, как и в Британии, эта группа со своим альбомом ух­ватила суть стиля панк, но в то же время соз­дала куда более форматное звучание, чем и пленила менеджеров радиостанций. Как оказалось, лидер группы Рик Окасек придумал бессмертный рецепт глянцевого радиоформатного поп-рока, и три первые песни альбома - Good Times Roll, My Best Friend's Girl и Just What I Needed до сих пор ос­таются в ротации FM-радио. Выпущенный в мае 1978 года альбом был типич­ной «миной замедленного действия» - лишь спус­тя 10 месяцев он достиг 18-й срочки чартов США. К этому времени группу The Cars назвали новы­ми Rolling Stones и номинировали на Grammy в категории «Лучший новый исполнитель». Альбом провел в чартах в общей сложности 139 недель.


47. TOTO

Toto (1978)
47Когда участники американской группы Toto записывали свой первый альбом, они и не предполагали, что стоят у истоков нового направления рок-музыки, названного софт-роком. Музыканты с огромным сессионным опытом, прожженные профессионалы, они создали в студии нечто идеально исполненное, аранжированное и записанное, будто пользовались математическими расчетами. Хит-синглы Hold The Line, I’ll Supply The Love и Georgy Porgy ворвались в хит-парады по обе стороны Атлантики, а сам альбом стал расходиться миллионными тиражами. И спустя тридцать с лишним лет с момента своего выхода пластинка, в свое время охаянная критиками, продолжает звучать невероятно самоуверенно. И продолжает оставаться самодостаточным продуктом с уникальным звучанием, которое ближайшие конкуренты не могли (да и сейчас не могут) не то что сымитировать, а просто воспроизвести.


48. DIRE STRAITS

Dire Straits (1978)
48Ведомый замечательным гитаристом Марком Нопфлером, большим поклонником размеренно-расслабленной игры Джи Джи Кейла и Чета Эткинса, английский коллектив Dire Straits появился в нужное время. Публика уже порядком устала от панка и диско-ритмов, ей нужно было нечто поспокойнее. Уникальная манера игры Нопфлера, а также его лирика в духе Боба Дилана, деликатные намеки на подавление рок-н-ролльного гедонизма и атмосфера обычного провинциального паба – эти ингредиенты саунда сработали, и первый же сингл группы Sultans Of Swing стал #4 в хит-параде Британии. Сама же пластинка возглавила австралийский и французский чарты, в Штатах добралась до второго места, а на родине – до пятого. Продержавшийся в Британских чартах 131 неделю, альбом стал стартовой площадкой для планетарного успеха одной из главных рок-групп 80-х, собиравшей стадионы и не вылезавшей из ротации канала MTV в его золотые времена.


49. KATE BUSH

The Kick Inside (1978)
49Это юное дарование с поразительным голосом и непохожей на других манерой исполнения и подачей своего оригинального материала, открыл для широкой публики гитарист Pink Floyd Дейв Гилмор. Кейт Буш умела в равной степени и очаровывать, и озадачивать, и восхищать. В ее дебютном альбоме нашлось место и для высокого драматизма, и для величественных жестов, и для готического романтизма, и для беззащитных исповедей. Это было выдающееся творение, которое решительно невозможно впихнуть в рамки какой-либо категории. Публика моментально оценила всю силу таланта молодой певицы, альбом стал активно раскупаться, в результате чего достиг третьей строчки английского хит-парада. А композиция Wuthering Heights возглавила национальный сингловый чарт, и, по мнению многих, до сих пор остается лучшей песней этой неординарной исполнительницы.


50. THE POLICE

Outlandos D'Amour (1978)
50Первый альбом группы The Police Outlandos D'Amour появился в конце 1978 года и неожиданно для всех выстрелил тремя хитами: Roxanne, So Lonely и Can’t Stand Losing You. Песни стали визитными карточками оригинального саунда группы, названного «белый регги», с выдвинутыми на первый план ломанными ритмическими фигурами гитариста Энди Саммерса и «спотыкающимися» барабанными пробежками Стюарта Коупленда. Ключевой фигурой трио, однако, был бывший школьный учитель Гордон Самнер из Ньюкасла, изве­стный под именем Стинг - вокалист, басист и компо­зитор. Его пронзительный голос, а также хлесткие басовые грувы были отличным дополнением общей картины. Дебютник добрался до 23-го места чартов Billboard, а появившийся осенью 1979 года второй аль­бом Reggatta De Blanc мо­ментально возглавил британский хит-парад. Преобразование группы The Police из суррогатных панков в один из самых влиятельных рок-коллективов в мире стало одним из самых непредсказуемых событий на смене десятилетий.


фото
Другие материалы:


Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии